2011.1
Общие проблемы педагогики
А.А. Алкачева
Квалификационный и компетентностный подходы в системе дополнительного профессионального образования: сравнительная характеристика
В статье проводится сравнительная характеристика квалификационного и компетентностного подходов, применяемых в системе дополнительного профессионального образования. Анализ сделан на основе исследования названных подходов применительно к руководящим работникам сферы художественного образования. На основании проведённого анализа предлагается в основу содержания дополнительного профессионального образования положить компетенции, требуемые руководителю учреждения художественного образования для осуществления управленческой деятельности.
Р.А. Верховодова, Р.А. Галустов
Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном пространстве
На основе анализа зарубежного опыта дано определение арт-педагогики, и выявлена ее роль в формировании гармонически развитой личности школьника.
А.Р. Галустов
Готовность студентов к самообразовательной деятельности
В статье рассматриваются вопросы технологии проектирования самообразовательной деятельности и системы методов ее осуществления. Определены профессиональные компетенции выпускника высшей школы по подготовке к обучению школьников, организация самообразовательной деятельности: социальные компетенции, познавательные компетенции, профессиональные компетенции. Представлены результаты констатирующего эксперимента, которые определили исходный уровень готовности студентов самообразовательной деятельности. Определены уровни профессиональной подготовленности будущих учителей: базовый, профессионально-адаптивный, профессионально-пролонгированный, профессионально-исследовательский, профессионально-креативный.
А.Г. Грицай, В.И. Спирина
Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми
В данной статье освещается проблема жестокого обращения с детьми в семье, актуальность исследования которой подтверждена статистическими данными, результатами изучения материалов научных исследований. Проанализированы сущностные характеристики понятий «жестокое обращение», «жестокость», «насилие», а также формы жестокого обращения с детьми в семье. Дана характеристика одной из распространенных форм жестокого обращения - физического насилия.
Л.Н. Кубашичева
Воспитательное пространство развития образа «Я» учащихся национальной сельской школы
В статье рассматривается развитие образа «Я» в воспитательном пространстве сельской национальной школы и расширение ценностной базы воспитания как открытого социокультурного процесса. Педагогическая концепция развития образа «Я» как аспект раскрытия внутренних ресурсов, субъектной деятельности учащихся. Процесс освоения воспитательного пространства учащимися на основе свободного выбора и личностных потребностей, ориентированных на гуманистические ценности.
Г.В. Куракова
Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся
Статья раскрывает стратегию и направления педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся, содержит авторский взгляд на организацию учебной деятельности по овладению обучающимися набора компетенций в контексте компетентно ориентированной образовательной деятельности.
Л.В. Махаева, В.И. Спирина
Проблемы формирования ключевых компетентностей в учреждениях среднего профессионального образования
Цель данной статьи – изучение проблем, возникших с переходом на новый образовательный стандарт: взаимосвязь уровней образования с минимумом компонентов ключевых компетентностей, организацией процесса их формирования.
А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова
Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога
В данной статье анализируется понятие поликультурной компетентности, конкретизируется поликультурная компетентность педагога как социально- и профессионально значимое личностное качество, характеризуются структура и содержание поликультурной компетентности педагога, приводятся критерии сформированности данного качества.
Частные методики и технологии обучения
В.Ю. Богданова
Принцип проблемности в моделировании современного урока в начальной школе
В данной статье рассмотрена сущность принципа проблемности; выявлены особенности проблемного урока, его структура; даны рекомендации к реализации принципа проблемности в моделировании урока в начальных классах.
С.В. Дармилова
Актуальные проблемы обучения письменному общению (на материале французского языка)
Рассматривается обучение письменному общению с учетом психолингвистических аспектов, определяется последовательность этапов обучения, система упражнений. Анализируются различные формы письменной речи, специфика языка SMS и общения в Интернет.
Б.М. Джандар
Лингводидактический аспект взаимосвязанного обучения русскому и родному языкам в национальной школе
В статье рассматриваются проблемы межпредметных связей в обучении русскому и родному языку в национальной школе.
В.Ф. Ефимов
О гуманитарности математического знания
В статье анализируются гносеологические аспекты понятия знания, в том числе и математического, его составные части – информация и гуманитарность, выделяются различные виды знания и виды познавательных ситуаций. Автор предлагает расширить понимание математики как науки и как учебного предмета.
Л.Ш. Тлюстен
Учет особенностей адыгейской орфографии как условие успешного овладения учащимися-адыгейцами навыками русского правописания
В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием адыгейской орфографии, дается сравнительно-сопоставительная характеристика орфографии русского и адыгейского языков. Выявленные в орфографиях двух языков сходства и различия должны стать основой для разработки методики обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы и способствовать существенному повышению их орфографической грамотности.
Л.Х. Цику
Методическая система работы по взаимосвязанному развитию связной письменной русской и английской речи учащихся 5-7 классов адыгейской национальной школы
В статье рассматривается методическая система обучения, обеспечивающая решение задач взаимосвязанного развития связной письменной русской и английской речи учащихся 5-7 классов адыгейской национальной школы.
Л.В. Шелехова
Диагностические признаки сформированности рефлексивной учебной деятельности
В статье представлен критериальный аппарат индивидуально-типологических стилей учебной деятельности обучаемых, основанный на диагностических признаках рефлексии, отражающих структурные и процессуальные стороны данной деятельности.
Cовременные проблемы психологии
Г.А. Гюрджян
Становление волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности на раннем этапе профессионализации
В статье представлена трактовка воли как универсальной субъектной характеристики, как необходимого условия реализации трудовой активности личности. Волевые качества рассматриваются как основа профессиональной субъектности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности, которая закладывается и формируется уже на раннем этапе профессионализации, в процессе обучения в вузе. Проанализирована динамика отдельных волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности в процессе получения высшего образования по специальности. Высказано предположение, и получено эмпирическое подтверждение взаимосвязи волевых характеристик студентов и выбранной ими уже в процессе обучения конкретной профессионально-ролевой позиции.
Е.В. Ерохина
Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта
Согласно концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), сформулированной в работах П. Сэловей и Дж. Мэйера, приводятся результаты анализа диагностических данных, полученных на репрезентативной выборке и позволяющих выдвинуть гипотезу о существовании популяционных различий в выраженности как отдельных психологических компонентов составляющих ЭИ, так и интегративных его характеристик. Обосновываются шесть видов «профилей» ЭИ, три из которых имеют выраженную акцентированную конфигурацию, а три характеризуются как профили «сглаженного» вида. Делается вывод о необходимости дальнейших эмпирических обоснований исследования ЭИ с позиций типологического подхода в психологии личности.
Н.В. Захарюта
Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного возраста при восприятии связного текста
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии – развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения дошкольников в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов – смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Н.В. Коптева
Онтологическая уверенность и самоактуализация
Основанный на подходе английского экзистенциального психолога Р.Лэйнга авторский теоретический и эмпирический конструкт онтологической уверенности, в целях его изучения с точки зрения психологического здоровья сопоставляется с эмпирическим конструктом самоактуализации, как одной из общепризнанных в психологии позитивных моделей психологического здоровья.
Л.С. Моцарь
Эмпирические «индикаторы» уровней личностной готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности
Анализируются уровневые показатели готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: самооценка готовности; осознанность владения профессиональными знаниями и навыками; исследовательская активность. Проведено сравнение данных эмпирических характеристик у студентов, обучающихся по специальностям с различными системами взаимодействия «субъект – объект труда». По совокупности и соотношению выделенных параметров описаны три уровня готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности: «проявленная готовность»; «квазиготовность»; «псевдоготовность». Высказано предположение о том, что готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности является психологическим феноменом, посредством которых возможно описание тенденций профессиональной самореализации личности на этапе обучения в вузе.
С.А. Наличаева
Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов
Анализируются эмпирические данные о взаимосвязи самоактуализации с профессиональным выгоранием у педагогов. Показано, что интегральный уровень самоактуализации отрицательно связан с уровнем выгорания у педагогов. Педагоги с высоким уровнем самоактуализации более резистентны к выгоранию, чем педагоги с низким уровнем самоактуализации.
А.Б. Рогозян
Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности
В статье анализируются различные исследования в области стресс-устойчивости; рассматривается психология совладающего поведения как непременной составляющей успешной адаптации человека к постоянно меняющейся социальной среде. Приводятся примеры различных классификаций индивидуальных психологических ресурсов человека и стратегий поведения, являющихся определяющими факторами в процессе преодоления стресса. Отдельно рассматривается эффективность использования психологических ресурсов в зависимости от индивидуальных особенностей человека и условий возникновения стрессогенной ситуации.
Г.Г. Танасов
Личностная обусловленность поведения субъекта в ситуации переговоров с партнерами равного и более высокого статуса
Рассмотрена проблема адекватности личностной идентичности человека существующим переговорным ситуациям с равными и более высокими по статусу партнерами. В качестве личностных характеристик переговорщика в анализ были включены: личностная идентичность, макиавеллизм и индивидуальные особенности рефлексивности. Выявлены существенные различия в переживаниях и оценке переговорных ситуаций личностью в зависимости от статуса партнера по переговорам.
Г.Г. Танасов, О.А. Сысоева
Манипулирование в отношениях женщины и мужчины
Рассмотрен вопрос манипулятивной направленности в отношениях между людьми в современном российском обществе. Показана неоднородность этой характеристики личности у женщин: зависимость отношения к манипуляции и готовность к манипулированию в поведении в зависимости от того, с кем женщина взаимодействует. Проведено сравнение манипулятивных тактик замужних и незамужних женщин. Выявлена существенная разница во взглядах на манипуляцию и в используемых приемах манипулирования у женщин в зависимости от их семейного положения. Установлена положительная связь между удовлетворенностью браком и склонностью использовать манипулятивные приемы в общении с супругом.
А.И. Тащева, С.Н. Фрондзей
Неофициальные и официальные молодежные семьи: психологический портрет
Сравниваются социально-демографические, социально-психологические и личностные характеристики супругов, состоящих в неофициальном и официальном молодёжных браках. Установлено, что супруги, состоящие в неофициальном браке, по сравнению с официальными супругами имеют меньший срок добрачного ухаживания, непостоянно совместно проживают с партнёром, в меньшей степени ориентированы на себя, у них ниже степень удовлетворенности браком в целом и практически всеми его сферами.
Е.В. Харитонова
К вопросу о факторах результативных характеристик личности
В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональной востребованности как фактора результативных характеристик личности. Показано, что, начиная с юношеского возраста, профессиональная востребованность выступает причиной совместной изменчивости таких результативных характеристик личности, как совладающее поведение и саморегуляция, а в среднем возрасте – и адаптационных возможностей.
Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько
Взаимообусловленность профессиональной востребованности и индивидуально-психологических особенностей личности
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимообусловленности индивидуально-психологических особенностей и параметров профессиональной востребованности личности. Показано, что профессиональная востребованность, встраиваясь в систему инициативно-притязательных и результативных характеристик личности, достигает максимальной согласованности с ними во втором периоде среднего возраста, обеспечивая в значительной степени сохранность личностных характеристик в пожилом возрасте.
Е.Ю. Шебанец
Объективные факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП)
В данной статье рассматриваются объективные факторы субъективного благополучия матерей, имеющих ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП). Результаты показали, что существенными объективными факторами субъективного благополучия матери, являются полнота семьи, трудовая занятость, наличие профессионального образования, желанность ребенка.
Б.А. Ясько
Психология менеджмента в системе здравоохранения: компетентностный подход
Статья посвящена анализу одного из аспектов организационной психологии здравоохранения: проблеме власти, менеджмента и личности врача-руководителя как ее субъекта. Рассматриваются сущность компетентностного подхода в современном HR-менеджменте, эмоциональный интеллект как организационно-психологическая категория; анализируются результаты психодиагностического измерения нейродинамических характеристик, эмоционального интеллекта, управленческих стилей врачей-руководителей линейного и топ-менеджмента. Определен психологический блок базовых управленческих компетенций; показано, что они имеют инвариантные и специфические для уровней руководства учреждением здравоохранения составляющие.
Образовательное пространство физичеcкой культуры и спорта
В.Н. Курысь
Биомеханика приземления в спорте
Статья носит двухчастный, но органически взаимосвязанный характер. В первой части даются общетеоретические биомеханические особенности приземления как завершающей фазы упражнений прыжкового характера. Приземление рассматривается в двух аспектах: с формально биомеханической точки зрения, как момент контакта спортсмена с опорой после полётной части упражнения; как биомеханическая совокупность части прыжка, состоящая из амортизации, уравновешивания тела и сохранения его устойчивости.
Вторая часть работы посвящена системно-структурному познанию приземления как части упражнения на модели гимнастики. На основе применения комплекса биомеханических методов уточнена фазовая структура приземлений с введением новых понятий.
Даны качественные педагогические и биомеханические особенности двигательных действий в процессе приземления на основе качественного биомеханического анализа. Представлены результаты исследования кинематической и динамической структуры приземления в соревновательной и предполагаемых подготовительных упражнениях.
И.Б. Фурсов, В.А. Макаров
Упражнения самозащиты без оружия в попеременно-ролевом режиме как средство вовлечения спортивно неориентированных школьников в активную физкультурно-спортивную деятельность
Традиционное физическое воспитание детей и подростков за счет преимущественного использования упражнений преодолевающего характера в зачетном режиме становится непопулярным в связи с техногенным и информационным воздействием. В этих условиях целесообразна коррекция содержания и организационных форм физического воспитания за счет внедрения в него социально привлекательных и многопрофильных видов физических упражнений, реализуемых в самодеятельно-конкурсном режиме деятельности.
С.А. Хазова
Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту
В статье представлено теоретическое описание разработанной технологии формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также содержание и результаты ее экспериментальной апробации.
Скачать журнал целиком:
|