Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание Избранное
Домашняя
Письмо
English English
Главная | Новости | Редакция | Авторы | Правила для авторов | Сайт АГУ

Журналы

2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
  • номер 1
  • номер 2
  • номер 3
  • номер 4
    2010 год
    2009 год
    2008 год
    2007 год
    2006 год
    2005 год

  • Баннерка


    2011.1

    Общие проблемы педагогики
  • А.А. Алкачева
    Квалификационный и компетентностный подходы в системе дополнительного профессионального образования: сравнительная характеристика

    В статье проводится сравнительная характеристика квалификационного и компетентностного подходов, применяемых в системе дополнительного профессионального образования. Анализ сделан на основе исследования названных подходов применительно к руководящим работникам сферы художественного образования. На основании проведённого анализа предлагается в основу содержания дополнительного профессионального образования положить компетенции, требуемые руководителю учреждения художественного образования для осуществления управленческой деятельности.

    pdf alkacheva2011_1.pdf  (98 Kb)

  • Р.А. Верховодова, Р.А. Галустов
    Зарубежный опыт арт-педагогики как система интегративного применения элементов искусства в образовательном пространстве

    На основе анализа зарубежного опыта дано определение арт-педагогики, и выявлена ее роль в формировании гармонически развитой личности школьника.

    pdf verkhovodova2011_1.pdf  (93 Kb)

  • А.Р. Галустов
    Готовность студентов к самообразовательной деятельности

    В статье рассматриваются вопросы технологии проектирования самообразовательной деятельности и системы методов ее осуществления. Определены профессиональные компетенции выпускника высшей школы по подготовке к обучению школьников, организация самообразовательной деятельности: социальные компетенции, познавательные компетенции, профессиональные компетенции. Представлены результаты констатирующего эксперимента, которые определили исходный уровень готовности студентов самообразовательной деятельности. Определены уровни профессиональной подготовленности будущих учителей: базовый, профессионально-адаптивный, профессионально-пролонгированный, профессионально-исследовательский, профессионально-креативный.

    pdf galustov2011_1.pdf  (156 Kb)

  • А.Г. Грицай, В.И. Спирина
    Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми

    В данной статье освещается проблема жестокого обращения с детьми в семье, актуальность исследования которой подтверждена статистическими данными, результатами изучения материалов научных исследований. Проанализированы сущностные характеристики понятий «жестокое обращение», «жестокость», «насилие», а также формы жестокого обращения с детьми в семье. Дана характеристика одной из распространенных форм жестокого обращения - физического насилия.

    pdf gritsay2011_1.pdf  (108 Kb)

  • Л.Н. Кубашичева
    Воспитательное пространство развития образа «Я» учащихся национальной сельской школы

    В статье рассматривается развитие образа «Я» в воспитательном пространстве сельской национальной школы и расширение ценностной базы воспитания как открытого социокультурного процесса. Педагогическая концепция развития образа «Я» как аспект раскрытия внутренних ресурсов, субъектной деятельности учащихся. Процесс освоения воспитательного пространства учащимися на основе свободного выбора и личностных потребностей, ориентированных на гуманистические ценности.

    pdf kubashicheva2011_1.pdf  (109 Kb)

  • Г.В. Куракова
    Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся

    Статья раскрывает стратегию и направления педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся, содержит авторский взгляд на организацию учебной деятельности по овладению обучающимися набора компетенций в контексте компетентно ориентированной образовательной деятельности.

    pdf kurakova2011_1.pdf  (161 Kb)

  • Л.В. Махаева, В.И. Спирина
    Проблемы формирования ключевых компетентностей в учреждениях среднего профессионального образования

    Цель данной статьи – изучение проблем, возникших с переходом на новый образовательный стандарт: взаимосвязь уровней образования с минимумом компонентов ключевых компетентностей, организацией процесса их формирования.

    pdf makhaeva2011_1.pdf  (90 Kb)

  • А.М. Хупсарокова, Ф.П. Хакунова
    Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога

    В данной статье анализируется понятие поликультурной компетентности, конкретизируется поликультурная компетентность педагога как социально- и профессионально значимое личностное качество, характеризуются структура и содержание поликультурной компетентности педагога, приводятся критерии сформированности данного качества.

    pdf khupsarokova2011_1.pdf  (159 Kb)

    Частные методики и технологии обучения
  • В.Ю. Богданова
    Принцип проблемности в моделировании современного урока в начальной школе

    В данной статье рассмотрена сущность принципа проблемности; выявлены особенности проблемного урока, его структура; даны рекомендации к реализации принципа проблемности в моделировании урока в начальных классах.

    pdf bogdanova2011_1.pdf  (109 Kb)

  • С.В. Дармилова
    Актуальные проблемы обучения письменному общению (на материале французского языка)

    Рассматривается обучение письменному общению с учетом психолингвистических аспектов, определяется последовательность этапов обучения, система упражнений. Анализируются различные формы письменной речи, специфика языка SMS и общения в Интернет.

    pdf darmilova2011_1.pdf  (96 Kb)

  • Б.М. Джандар
    Лингводидактический аспект взаимосвязанного обучения русскому и родному языкам в национальной школе

    В статье рассматриваются проблемы межпредметных связей в обучении русскому и родному языку в национальной школе.

    pdf dzhandar2011_1.pdf  (73 Kb)

  • В.Ф. Ефимов
    О гуманитарности математического знания

    В статье анализируются гносеологические аспекты понятия знания, в том числе и математического, его составные части – информация и гуманитарность, выделяются различные виды знания и виды познавательных ситуаций. Автор предлагает расширить понимание математики как науки и как учебного предмета.

    pdf efimov2011_1.pdf  (133 Kb)

  • Л.Ш. Тлюстен
    Учет особенностей адыгейской орфографии как условие успешного овладения учащимися-адыгейцами навыками русского правописания

    В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием адыгейской орфографии, дается сравнительно-сопоставительная характеристика орфографии русского и адыгейского языков. Выявленные в орфографиях двух языков сходства и различия должны стать основой для разработки методики обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы и способствовать существенному повышению их орфографической грамотности.

    pdf tlyusten2011_1.pdf  (129 Kb)

  • Л.Х. Цику
    Методическая система работы по взаимосвязанному развитию связной письменной русской и английской речи учащихся 5-7 классов адыгейской национальной школы

    В статье рассматривается методическая система обучения, обеспечивающая решение задач взаимосвязанного развития связной письменной русской и английской речи учащихся 5-7 классов адыгейской национальной школы.

    pdf tsiku2011_1.pdf  (117 Kb)

  • Л.В. Шелехова
    Диагностические признаки сформированности рефлексивной учебной деятельности

    В статье представлен критериальный аппарат индивидуально-типологических стилей учебной деятельности обучаемых, основанный на диагностических признаках рефлексии, отражающих структурные и процессуальные стороны данной деятельности.

    pdf shelekhova2011_1.pdf  (174 Kb)

    Cовременные проблемы психологии
  • Г.А. Гюрджян
    Становление волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности на раннем этапе профессионализации

    В статье представлена трактовка воли как универсальной субъектной характеристики, как необходимого условия реализации трудовой активности личности. Волевые качества рассматриваются как основа профессиональной субъектности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности, которая закладывается и формируется уже на раннем этапе профессионализации, в процессе обучения в вузе. Проанализирована динамика отдельных волевых характеристик будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности в процессе получения высшего образования по специальности. Высказано предположение, и получено эмпирическое подтверждение взаимосвязи волевых характеристик студентов и выбранной ими уже в процессе обучения конкретной профессионально-ролевой позиции.

    pdf gyurdzhyan2011_1.pdf  (221 Kb)

  • Е.В. Ерохина
    Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта

    Согласно концепции эмоционального интеллекта (ЭИ), сформулированной в работах П. Сэловей и Дж. Мэйера, приводятся результаты анализа диагностических данных, полученных на репрезентативной выборке и позволяющих выдвинуть гипотезу о существовании популяционных различий в выраженности как отдельных психологических компонентов составляющих ЭИ, так и интегративных его характеристик. Обосновываются шесть видов «профилей» ЭИ, три из которых имеют выраженную акцентированную конфигурацию, а три характеризуются как профили «сглаженного» вида. Делается вывод о необходимости дальнейших эмпирических обоснований исследования ЭИ с позиций типологического подхода в психологии личности.

    pdf erokhina2011_1.pdf  (281 Kb)

  • Н.В. Захарюта
    Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного возраста при восприятии связного текста

    Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии – развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения дошкольников в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов – смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.

    pdf zakharyuta2011_1.pdf  (155 Kb)

  • Н.В. Коптева
    Онтологическая уверенность и самоактуализация

    Основанный на подходе английского экзистенциального психолога Р.Лэйнга авторский теоретический и эмпирический конструкт онтологической уверенности, в целях его изучения с точки зрения психологического здоровья сопоставляется с эмпирическим конструктом самоактуализации, как одной из общепризнанных в психологии позитивных моделей психологического здоровья.

    pdf kopteva2011_1.pdf  (182 Kb)

  • Л.С. Моцарь
    Эмпирические «индикаторы» уровней личностной готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности

    Анализируются уровневые показатели готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: самооценка готовности; осознанность владения профессиональными знаниями и навыками; исследовательская активность. Проведено сравнение данных эмпирических характеристик у студентов, обучающихся по специальностям с различными системами взаимодействия «субъект – объект труда». По совокупности и соотношению выделенных параметров описаны три уровня готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности: «проявленная готовность»; «квазиготовность»; «псевдоготовность». Высказано предположение о том, что готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности является психологическим феноменом, посредством которых возможно описание тенденций профессиональной самореализации личности на этапе обучения в вузе.

    pdf motsar2011_1.pdf  (150 Kb)

  • С.А. Наличаева
    Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов

    Анализируются эмпирические данные о взаимосвязи самоактуализации с профессиональным выгоранием у педагогов. Показано, что интегральный уровень самоактуализации отрицательно связан с уровнем выгорания у педагогов. Педагоги с высоким уровнем самоактуализации более резистентны к выгоранию, чем педагоги с низким уровнем самоактуализации.

    pdf nalichaeva2011_1.pdf  (125 Kb)

  • А.Б. Рогозян
    Стресс-устойчивость в контексте теоретического конструкта психологических ресурсов личности

    В статье анализируются различные исследования в области стресс-устойчивости; рассматривается психология совладающего поведения как непременной составляющей успешной адаптации человека к постоянно меняющейся социальной среде. Приводятся примеры различных классификаций индивидуальных психологических ресурсов человека и стратегий поведения, являющихся определяющими факторами в процессе преодоления стресса. Отдельно рассматривается эффективность использования психологических ресурсов в зависимости от индивидуальных особенностей человека и условий возникновения стрессогенной ситуации.

    pdf rogozyan2011_1.pdf  (121 Kb)

  • Г.Г. Танасов
    Личностная обусловленность поведения субъекта в ситуации переговоров с партнерами равного и более высокого статуса

    Рассмотрена проблема адекватности личностной идентичности человека существующим переговорным ситуациям с равными и более высокими по статусу партнерами. В качестве личностных характеристик переговорщика в анализ были включены: личностная идентичность, макиавеллизм и индивидуальные особенности рефлексивности. Выявлены существенные различия в переживаниях и оценке переговорных ситуаций личностью в зависимости от статуса партнера по переговорам.

    pdf tanasov1_2011_1.pdf  (139 Kb)

  • Г.Г. Танасов, О.А. Сысоева
    Манипулирование в отношениях женщины и мужчины

    Рассмотрен вопрос манипулятивной направленности в отношениях между людьми в современном российском обществе. Показана неоднородность этой характеристики личности у женщин: зависимость отношения к манипуляции и готовность к манипулированию в поведении в зависимости от того, с кем женщина взаимодействует. Проведено сравнение манипулятивных тактик замужних и незамужних женщин. Выявлена существенная разница во взглядах на манипуляцию и в используемых приемах манипулирования у женщин в зависимости от их семейного положения. Установлена положительная связь между удовлетворенностью браком и склонностью использовать манипулятивные приемы в общении с супругом.

    pdf tanasov2_2011_1.pdf  (150 Kb)

  • А.И. Тащева, С.Н. Фрондзей
    Неофициальные и официальные молодежные семьи: психологический портрет

    Сравниваются социально-демографические, социально-психологические и личностные характеристики супругов, состоящих в неофициальном и официальном молодёжных браках. Установлено, что супруги, состоящие в неофициальном браке, по сравнению с официальными супругами имеют меньший срок добрачного ухаживания, непостоянно совместно проживают с партнёром, в меньшей степени ориентированы на себя, у них ниже степень удовлетворенности браком в целом и практически всеми его сферами.

    pdf tashcheva2011_1.pdf  (168 Kb)

  • Е.В. Харитонова
    К вопросу о факторах результативных характеристик личности

    В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональной востребованности как фактора результативных характеристик личности. Показано, что, начиная с юношеского возраста, профессиональная востребованность выступает причиной совместной изменчивости таких результативных характеристик личности, как совладающее поведение и саморегуляция, а в среднем возрасте – и адаптационных возможностей.

    pdf kharitonova1_2011_1.pdf  (123 Kb)

  • Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько
    Взаимообусловленность профессиональной востребованности и индивидуально-психологических особенностей личности

    В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимообусловленности индивидуально-психологических особенностей и параметров профессиональной востребованности личности. Показано, что профессиональная востребованность, встраиваясь в систему инициативно-притязательных и результативных характеристик личности, достигает максимальной согласованности с ними во втором периоде среднего возраста, обеспечивая в значительной степени сохранность личностных характеристик в пожилом возрасте.

    pdf kharitonova2_2011_1.pdf  (138 Kb)

  • Е.Ю. Шебанец
    Объективные факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП)

    В данной статье рассматриваются объективные факторы субъективного благополучия матерей, имеющих ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП). Результаты показали, что существенными объективными факторами субъективного благополучия матери, являются полнота семьи, трудовая занятость, наличие профессионального образования, желанность ребенка.

    pdf shebanets2011_1.pdf  (144 Kb)

  • Б.А. Ясько
    Психология менеджмента в системе здравоохранения: компетентностный подход

    Статья посвящена анализу одного из аспектов организационной психологии здравоохранения: проблеме власти, менеджмента и личности врача-руководителя как ее субъекта. Рассматриваются сущность компетентностного подхода в современном HR-менеджменте, эмоциональный интеллект как организационно-психологическая категория; анализируются результаты психодиагностического измерения нейродинамических характеристик, эмоционального интеллекта, управленческих стилей врачей-руководителей линейного и топ-менеджмента. Определен психологический блок базовых управленческих компетенций; показано, что они имеют инвариантные и специфические для уровней руководства учреждением здравоохранения составляющие.

    pdf yasko2011_1.pdf  (336 Kb)

    Образовательное пространство физичеcкой культуры и спорта
  • В.Н. Курысь
    Биомеханика приземления в спорте

    Статья носит двухчастный, но органически взаимосвязанный характер. В первой части даются общетеоретические биомеханические особенности приземления как завершающей фазы упражнений прыжкового характера. Приземление рассматривается в двух аспектах: с формально биомеханической точки зрения, как момент контакта спортсмена с опорой после полётной части упражнения; как биомеханическая совокупность части прыжка, состоящая из амортизации, уравновешивания тела и сохранения его устойчивости. Вторая часть работы посвящена системно-структурному познанию приземления как части упражнения на модели гимнастики. На основе применения комплекса биомеханических методов уточнена фазовая структура приземлений с введением новых понятий. Даны качественные педагогические и биомеханические особенности двигательных действий в процессе приземления на основе качественного биомеханического анализа. Представлены результаты исследования кинематической и динамической структуры приземления в соревновательной и предполагаемых подготовительных упражнениях.

    pdf kurys2011_1.pdf  (344 Kb)

  • И.Б. Фурсов, В.А. Макаров
    Упражнения самозащиты без оружия в попеременно-ролевом режиме как средство вовлечения спортивно неориентированных школьников в активную физкультурно-спортивную деятельность

    Традиционное физическое воспитание детей и подростков за счет преимущественного использования упражнений преодолевающего характера в зачетном режиме становится непопулярным в связи с техногенным и информационным воздействием. В этих условиях целесообразна коррекция содержания и организационных форм физического воспитания за счет внедрения в него социально привлекательных и многопрофильных видов физических упражнений, реализуемых в самодеятельно-конкурсном режиме деятельности.

    pdf fursov2011_1.pdf  (138 Kb)

  • С.А. Хазова
    Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту

    В статье представлено теоретическое описание разработанной технологии формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также содержание и результаты ее экспериментальной апробации.

    pdf khazova2011_1.pdf  (132 Kb)


  • Скачать журнал целиком:
  • rar vestnik1_2011.rar  (1 Mb)