2007.4
Общая и социальная педагогика
З.К. Меретукова
Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики
Статья посвящена одной из актуальных теоретико-методологических проблем педагогической науки – осмыслению единства дидактики и диалектики. В качестве средства осуществления такого единства рассматривается проблемное обучение и его психолого-педагогический потенциал. Поскольку сущность проблемного обучения достаточно подробно освещена в психолого-педагогической литературе, в статье рассматриваются лишь те аспекты проблемного обучения, те его особенности, которые требуют философского осмысления. Кроме того, предлагается общая технология применения частично-поискового метода (метода эвристической беседы) как одного из методов проблемного обучения.
А.М. Доронин, Д.А. Романов
Классификация дидактических процессов
Субстанциальной основой образования и спорта является дидактический процесс, представляющий собой самоуправляющуюся систему, в которой регулятором является педагог или тренер, управляемой системой – обучающиеся и их деятельность. Авторы настоящей работы предлагают классификацию дидактических процессов по следующим основаниям: по формам проведения занятий; направленности занятий; виду управляемой деятельности; стилю коммуникативного взаимодействия педагога с обучающимися; по стилю педагогического руководства; по профессиональной позиции и роли педагога; по уровню эффективности и др.
З.К. Меретукова, А.Р. Чиназирова
О дидактическом принципе научности и научном мировоззрении в контексте постнеклассической научной картины мира
Статья посвящена одной из актуальных теоретико-методологических проблем педагогической науки и философии образования – осмыслению принципа научности в обучении. В ней рассматривается возможность и необходимость расширения рамок содержательного наполнения традиционного толкования дидактического принципа научности.
А.М. Доронин, Д.А. Романов
Сложные педагогические системы
В статье обсуждаются вопросы конверсии высоких технологий подготовки спортсменов в учебно-воспитательный процесс в высших и средних учебных заведениях с целью его совершенствования.
З.К. Меретукова
Научно-методологический аппарат педагогических исследований
Статья посвящена одной из важных проблем повышения качества научных работ в целом и диссертационных, и выпускных квалификационных работ студентов, в частности. И эта проблема – корректное описание научно-методологического аппарата выполняемых работ.
Статья адресована аспирантам, студентам, выполняющим выпускные квалификационные работы, молодым ученым, а также начинающим научным руководителям.
М.Э. Паатова
Педагогическая реабилитация несовершеннолетних правонарушителей в условиях учреждений закрытого типа
В статье рассматривается процесс педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, приведены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации концептуальной модели организации досуговой деятельности воспитанников в условиях учреждений закрытого типа.
А.Р. Чиназирова
Об инновационных идеях в дидактическом наследии И.Я. Лернера (90-летию со дня рождения ученого и его памяти посвящается)
В статье рассматриваются инновационные идеи в дидактических трудах видного отечественного ученого, академика РАО Исаака Яковлевича Лернера. В ней анализируются особенности научно-педагогического творчества ученого, связанные с разработкой им культурологической концепции содержания образования, теории методов обучения, теории проблемного обучения, теории познавательных задач, теории процесса обучения и его закономерностей, теории учебника, теории урока и др. В статье предлагаются биографические сведения об ученом, собранные и систематизированные по материалам изученных нами семейных документов ученого, а также по результатам бесед с его родными, близкими и коллегами, по изученным воспоминаниям современных ученых о И.Я. Лернере.
Н.А. Орлова
Интеграция теории и практики в области физической культуры
Данная статья посвящена проблеме интеграции теории и практики в области физической культуры.
З.К. Ферхатова
Чишмай Пшунелов – гимназист, педагог, просветитель и публицист (дореволюционный период жизни и деятельности)
В статье прослеживаются этапные периоды жизни и деятельности адыгского просветителя Чишмая Тоховича Пшунелова, раскрывается генезис становления его мировоззрения в годы юности в период учебы в Ставропольской классической мужской гимназии, а также в процессе педагогической, просветительской и общественно-публицистической деятельности.
Г.Н. Дубогрызова
Проблемы музыкального воспитания в педагогических работах 20-х годов
В статье раскрываются основные проблемы музыкального воспитания дошкольников в педагогических работах 20-х годов. Показано становление и развитие различных видов музыкальной деятельности в педагогике первой трети ХХ века, когда впервые встал вопрос о необходимости всеобщего музыкального образования. На этой основе складывает-ся совершенно новый подход к организации процесса музыкального воспитания: необходимо не просто сообщать детям определенные сведения из области музыкальной грамоты и формировать у них исполнительские навыки, а направить усилия на воспитание любви, интереса к музыке, потребности слушать ее, воспроизводить и даже сочинять.
В.П. Шрам
Реализация академических свобод студентов в системе образования
В статье раскрывается понятие «академические свободы студентов», характеризуются проблемы, связанные с их реализацией, и предлагаются способы оптимизации процесса реализации академических свобод студентами.
Е.Б. Птущенко
Адаптивная система формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста в процессе обеспечения качества образования
В статье рассматривается опыт использования адаптивной модели обучения информатике, соединяющей инновационные педагогические методики и информационные технологии. Анализируется влияние адаптивной модели на повышение качества образования и формирование профессиональной компетентности (ИТ-компетентности) будущих специалистов.
Р.А. Магомадова
Формирование социальной ориентации личности будущего учителя в воспитательной среде вуза
Статья посвящена проблеме социальной ориентации студентов-выпускников средних школ Чеченской Республики; в работе раскрывается понятие социальной ориентации как педагогическая проблема, характеризуются особенности контингента чеченских школьников и обусловленные ими требования к содержанию деятельности преподавателей вузов, направленной на решение задач возвращения будущих учителей в общероссийское пространство.
З.Р. Анчокова
Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета (на примере факультета адыгейской филологии и культуры АГУ)
Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры студентов на основе национально-регионального компонента. В ней рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», а также возможности формирования эстетической культуры, предлагаются результаты анкетирования и тестирования, использованные для выявления исходного уровня сформированности эстетической культуры студентов факультета адыгейской филологии и культуры.
Ф.И. Блиева
Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста
В статье рассматривается сущность категории «профессиональная субъектная позиция» личности специалиста, рассматриваются теоретические аспекты ее становления в процессе обучения в вузе, обосновывается структура профессиональной субъектной позиции личности. Для каждого компонента предложены критерии, позволяющие контролировать процесс становления личностной субъектной позиции будущего специалиста.
Н.О. Баранукова
Теоретические аспекты творческого саморазвития личности
В социальном и духовном отношении подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, общественно-политической жизни, коммуникации. При этом человеку нужно не потерять свою самобытность, нравственные начала, уважение к себе и другим людям, способность к самопознанию и саморазвитию. Одной из актуальных проблем образования является обеспечение возможности перенесения содержательно-целевых доминант воспитания из объективного пространства в пространство субъективное, где при самых неблагоприятных внешних условиях может идти глубокая внутренняя работа человека над собой.
З.Т. Пшиканокова
Социально-правовая защита детства
В статье рассматриваются проблемы детства с позиций философского, педагогического, психологического подходов. Обозначены ведущие положения концепции детства и приоритетные направления социально-правовой защиты детства на современном этапе.
О.Д. Лукьяненко
Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет
В статье раскрывается сущность обратной связи (понятие, типы, функции, средства) в процессе дидактического информационного взаимодействия. Выявляются основные модели, типы обратной связи. Представлена разработанная автором бинарная психолого-педагогическая классификация средств внешней обратной связи. На основе анализа опыта реализации обратной связи в обучении детей 6-7 лет в современной педагогической практике воспитателей и учителей начальных классов г. Армавира обосновываются педагогические условия осуществления эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и детей.
А.П. Зайцева
Непрерывная профессиональная подготовка педагогов для учреждений дополнительного образования
В статье рассматриваются теоретические основы непрерывной профессиональной подготовки будущих педагогов для учреждений дополнительного образования, раскрывается специфика их подготовки. Дается описание модели трехзвенной системы профессиональной подготовки (школа-училище-вуз), обосновываются теоретические подходы для разработки такой системы обучения.
С.М. Хачетлов
Управление качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса
В статье обосновывается целесообразность создания единого образовательного социо-культурного пространства в сельской местности создающего наиболее благоприятные условия для организации учебно-воспитательной процесса школьников, вовлечения их в активную творческую деятельность. Представлены концептуальные подходы и механизмы управления качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса.
З.Г. Абубакаров
Оптимизация процесса гражданской социализации студентов в воспитательной системе вуза
В работе рассмотрены основные положения педагогики и социологии, связанные с проблемой гражданской социализации и гражданского воспитания молодежи, приводится модель пространства гражданской социализации чеченских студентов и описывается деятельность системы гражданского воспитания вуза.
О.И. Уздинова
Концепция школьных факторов риска как теоретико-методологическая основа инновационных преобразований в современной системе школьного образования (валеолого-педагогический аспект)
Представлен развернутый валеолого-педагогический анализ современного состояния проблемы реформирования российской системы школьного образования с точки зрения концепции школьных факторов риска, которую ведущие специалисты в области возрастной физиологии, психологии, педагогической валеологии рассматривают в качестве теоретико-методологической основы инновационных преобразований современной системы школьного образования в направлении формирования валеологической культуры у всех участников образовательного процесса.
А.Ф. Пенно
Формирование экстремальных способностей курсантов-летчиков в процессе парашютно-спасательной подготовки
В статье анализируется сущность и содержание понятия «экстремальные способности», обосновывается значение их формирования для эффективности профессиональной деятельности летчиков, характеризуется экспериментальная программа оптимизации морально-психологической подготовки летчиков к действиям в экстремальной ситуации.
Л.Н. Котруца
Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы
В работе приведена характеристика структуры и содержания патриотического сознания личности, обоснованы задачи воспитательной системы школы по патриотическому воспитанию учащихся и педагогические условия их решения, представлена процессуально-содержательная модель школьной системы патриотического воспитания.
Методика преподавания и технологии обучения
М.Х. Шхапацева
Межпредметные и межуровневые связи в лингвометодической подготовке учителя начальных классов
В статье рассматриваются проблемы межуровневых и межпредметных связей в лингвометодической подготовке учителя начальных классов. Язык представляет собой единую функционирующую систему, уровни которой тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Межпредметные связи устанавливаются не только между предметами лингвометодического цикла, но и всеми учебными дисциплинами начального этапа обучения, что находит обоснование в работе.
Б.М. Джандар
Особенности обучения грамматической стороне английской устной речи учащихся национальной (адыгейской) школы
Целью данной статьи является раскрытие особенностей формирования грамматического навыка у учащихся национальной школы.
И.М. Козлов, М.Х. Коджешау
Оценка особенностей биомеханической структуры движений футболистов
Данная статья посвящена особенностям биомеханической структуры (связи моторики и психики) специфической деятельности человека в игровых видах спорта (на примере футбола).
Р.Р. Магомедов
Элементарный биомеханический анализ профессионально-ориентированной двигательной пластики студентов хореографов
Профессия хореографа предъявляет к специалисту в области хореографии специфические требования. В связи с этим, возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания. Применение специальных упражнений развивает пластику, подвижность суставов тела и эффективно влияет на хореографические движения. Понимая сложность процессов механического движения, мы проводим анализ биомеханических профессионально-ориентированных физических упражнений, для того чтобы студент мог владеть рациональной техникой выполнения упражнений, понимать его медико-физическую сущность.
Г.Б. Луганская, А.В. Лысенко
Оценка концертного выступления студента в инструментальном классе как средство оптимизации учебного процесса в вузе
В целях совершенствования и оптимизации учебного процесса авторами разработаны критерии оценки, которые позволяют представить логически продуманный и методически обоснованный алгоритм, доказывающий правомерность выставляемой оценки и дающий полную картину творческого процесса подготовки преподавателя и его студента к концертному выступлению. Приводится краткий алгоритм, позволяющий оценить концертное выступление студента в инструментальном классе: 1) общее впечатление; 2) выполнение студентом музыкально-художественных задач исполняемого произведения; 3) конкретный исполнительский анализ произведения; 4) методический анализ исполняемого произведения.
Л.Ш. Тлюстен
Фонетико-графические основы обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением русской орфографии учащихся национальной, в частности адыгейской, школы. Проблема эта многогранная. В данном случае внимание уделяется тому, какое влияние оказывают расхождения в фонетико-графической системе русского и адыгейского языков на процесс обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы.
Л.М. Пазова
Концепт различных языковых уровней как условие изучения полисемии младшими школьниками
Основное место в статье отведено раскрытию значения слова, сопоставлению многозначных слов и однозначных, многозначности и омонимии; синонимам и антонимам как средству разграничения лексико-семантических вариантов многозначного слова. Употребление многозначных слов в словосочетании и предложении.
Ф.К. Уракова
Сквозные и опорные понятия, способствующие обучению построению текста
В статье рассматриваются основные лингвистические понятия, являющиеся сквозными и способствующими развитию связной речи учащихся, формированию их базовых коммуникативных умений и навыков.
Д.Д. Жажева
Специфические трудности усвоения русской фразеологии, обусловленные соотношением фразеологической системы русского и родного языков
Статья посвящена трудностям усвоения грамматической структуры фразеологических единиц и особенностям функционирования их в речи. Учет названных трудностей усвоения фразеологии в адыгейской школе будет способствовать созданию системы работы по введению в речь учащихся фразеологических единиц русского языка.
И.В. Макрушина
Педагогические условия формирования экологического сознания у будущих учителей безопасности жизнедеятельности
В работе приводятся педагогические условия и характеризуются ряд современных педагогических подходов в контексте формирования экологического сознания у будущих учителей безопасности жизнедеятельности.
С.А. Хазова
Формирование основ профессионального опыта у будущих специалистов по физической культуре и спорту посредством применения игровых методов обучения
В работе обосновывается эффективность применения игровых методов обучения с целью формирования основ опыта профессиональной деятельности у студентов, приводятся классификация деловых игр и примеры проблемных ситуаций, лежащих в основе их организации, содержание которых соответствует сущности профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту.
Ю.А. Иоакимиди
Компоненты профессиональной направленности будущего специалиста по физической культуре и спорту и их развитие
Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Низкий социальный статус педагогической профессии, в частности, учителя физической культуры и тренера, не стимулирует развитие профессиональной направленности у студентов, что определяет содержание деятельности преподавателя физкультурного вуза.
А.Р. Мамий
Воздействие на двигательную программу при выполнении прыжка с места
В статье затрагивается проблема воздействия на биомеханические характеристики движения посредством изменения внешнего силового воздействия. Предлагается управление параметрами движения с помощью внешних информационных сигналов.
З.З. Мамышева
О познавательной и педагогической функциях пословиц и поговорок в процессе формирования личности младшего школьника
В период демократизации общественной жизни по разным причинам ослаблена воспитательная функция языка и других общественных явлений. Пословицы и поговорки, являясь продуктом устного народного творчества и по содержанию отражением культуры, быта, традиций народов, служат важным средством, инструментом нравственного воспитания. В статье рассматривается вопрос, как могут быть использованы малые жанры в воспитательной работе.
А.А. Дауров
Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы
Статья посвящена проблеме внедрения новых информационных технологий в процесс обучения школьников. Информатизация системы образования, а в частности, школы осуществляется за счет использования новых информационных технологий, что предъявляет особые требования к организации учебно-воспитательного процесса в данной организации.
С.Б. Элипханов
Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах по призыву в процессе учебно-тренировочных занятий по борьбе дзюдо
В работе рассмотрены вопросы актуальности, структуры и содержания допризывной подготовки юношей, охарактеризован в данном контексте потенциал учебно-тренировочных занятий по борьбе дзюдо, обоснованы педагогические условия оптимизации процесса подготовки юношей к службе в Вооруженных силах РФ по призыву.
А.А. Овсова
Формирование педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту на занятиях гимнастикой
В статье рассмотрены пути повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе совершенствования содержания программного материала и организации учебного процесса по дисциплине «Гимнастика».
Г.И. Польшина
Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки
В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки, приводится выявленная структура мотивации и причины начала регулярных занятий спортом, характеризуются поведение и деятельность тренера как важные факторы поддержания у детей желания продолжать занятия спортом.
Г.В. Бережной
Развитие физических качеств школьников 14-16 лет с использованием средств и методов подготовки по системе А.А. Кадочникова («Русский стиль» рукопашного боя)
В статье излагаются результаты исследования, связанного с разработкой и обоснованием эффективности методики развития физических качеств школьников 14-16 лет с использованием средств и методов подготовки по системе А.А. Кадочникова («Русский стиль» рукопашного боя) в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе.
А.Г. Моисеева
От профессионально-прикладной физической подготовленности – к формированию профессионально-прикладной физической культуры
В статье рассмотрены основные положения теории физической культуры и спорта, педагогики спорта, связанные с проблемами перехода от профессионально-прикладной физической подготовленности специалиста к формированию его профессионально-прикладной физической культуры; выделены и обоснованы составляющие компоненты профессионально-прикладной физической культуры и определены уровни их сформированности.
Х.С. Ужбаноков
Использование условий среднегорья в тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков
Данная статья посвящена проблеме использования условий среднегорья для повышения физической и психической работоспособности спортсменов ориентировщиков. Тренировки в среднегорье приводят к значительным изменениям физического и психологического статуса спортсмена и могут привести к негативным последствиям при методически неправильной организации занятий.
Психология
А.А. Юрина
Методологические и теоретические аспекты исследования профессионального менталитета научного работника
Статья посвящена актуальной проблеме методологического и теоретического анализа междисциплинарной категории менталитета, приводится существующая типология определений менталитета, рассматривается метод базисов для анализа менталитета, указывается на причины изменения менталитета научного работника в современном российском обществе.
Н.В. Петрова
Психолого-педагогическая сущность исследовательской культуры личности
В статье даются различные трактовки определения понятия исследовательской культуры, характеристики данного феномена в психолого-педагогических аспектах. Предлагается авторская формулировка понятия исследовательской культуры.
И.В. Деткова
Отношение к учебной деятельности акцентуированных подростков
В статье представлено исследование мотивов учебной деятельности акцентуированных подростков до и после коррекционной работы. Мотивы учебной деятельности, характерные для акцентуированных подростков, часто являются препятствием для формирования положительного отношения к школьным предметам и в целом к учебной деятельности. Тренинг личностного роста, как метод способствует изменению мотивации, повышению качества учебной деятельности, и, следовательно, способствует положительному отношению к учебной деятельности.
С.К. Багадирова
Особенности изучения стрессоустойчивости спортсменов–дзюдоистов
В статье рассматривается проблема изучения особенностей поведения спортсменов–дзюдоистов в стрессовых условиях.
Е.Ю. Щебанец
Соотношение психологической поддержки и психологического сопровождения в процессе психологической помощи родителям и детям с отклонениями в развитии
В статье рассматривается проблема психологического обоснования понятий «психологическая помощь», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение».
А.А. Федосеева
Социально-педагогическая коррекция криминальной субкультуры
В статье исследуются теоретико-методологические подходы к изучению такого социального феномена как девиантное поведение, рассматриваются детерминанты криминальной субкультуры в рамках социологических теорий девиации. Автор раскрывает сущность субкультурных традиций, степень их влияния на современные социальные стереотипы поведения молодежи. Необходимость активизации исследований данной направленности обусловлена негативной динамикой процессов развития девиантных и делинквентных практик в современном российском обществе.
Скачать журнал целиком:
|