Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание Избранное
Домашняя
Письмо
English English
Главная | Новости | Редакция | Авторы | Правила для авторов | Сайт АГУ

Журналы

2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
  • номер 1
  • номер 2
  • номер 3
  • номер 4
    2007 год
    2006 год
    2005 год

  • Баннерка


    2008.3

    Педагогика
  • И.В. Маричев, Э.Г. Малиночка
    Сущность понятия «образовательное пространство»

    В статье проанализированы подходы к раскрытию понятия «пространство». Установлено, что его основные признаки изначально сформулированы с уклоном в предметные области естественных наук, особенно физики и математики. Это затрудняет развитие теории пространства в предметных областях других наук. Здесь сделана попытка перевести сложившиеся формулировки основных свойств пространства на общенаучные основы, чтобы облегчить понимание сущности его природы представителями всех наук, а затем с этих позиций выполнен переход в предмет педагогики – описана общая сущность образовательного пространства.

    pdf marichev2008_3.pdf  (113 Kb)

  • О.В. Агошкова
    Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования

    Статья посвящена теоретическому анализу дефиниции «дифференцированный подход» в педагогической научной мысли, содержит авторский взгляд на причины затруднения использования дифференцированного подхода к обучению студентов в высшей школе, раскрывает ориентиры применения дифференцированного подхода в вузовской подготовке в контексте личностно-ориентированного образования гуманистического типа.

    pdf agoshkova2008_3.pdf  (121 Kb)

  • А.А. Афашагова
    Формирование культуры здоровья детей как социально-педагогическая проблема

    В статье на основе анализа идей разных специалистов (философов, педагогов, медицинских работников, психологов и др.) рассматривается одна из актуальных проблем современности – проблема сохранения и укрепления здоровья. Обосновывается положение о том, что проблема формирования культуры здоровья и ценностного отношения к ней у детей дошкольного возраста должна стать проблемой и педагогической.

    pdf afashagova2008_3.pdf  (104 Kb)

  • С.Н. Бегидова, С.А. Хазова
    Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов

    В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой реализации акмеологического подхода в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов; обоснованы психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода, ориентированного на формирование акмеологической направленности личности студентов; охарактеризована структура и содержание акмеологической направленности личности педагога; представлены конкретные экспериментальные данные доказывающие эффективность реализации данного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов.

    pdf begidova2008_3.pdf  (141 Kb)

  • Н.В. Бекузарова
    Профессиональное портфолио как альтернативный метод оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности

    В статье рассматривается возможность использования профессионального портфолио выпускника педагогического вуза в рамках итоговой аттестации.

    pdf bekuzarova2008_3.pdf  (85 Kb)

  • Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз
    К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать разработанную методику организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявить и раскрыть их готовность к обучению в школе, которая позволяет ребенку успешно овладеть новыми для него знаниями, проверить эффективность предлагаемой методики.

    pdf buzarova2008_3.pdf  (213 Kb)

  • Э.А. Биштова
    Развитие познавательного интереса к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности

    В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением эффективных условий, форм и методов работы вуза, направленных на развитие познавательного интереса будущих учителей к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности.

    pdf bishtova2008_3.pdf  (108 Kb)

  • Т.Н. Поддубная
    Гуманистический подход к проблеме социальной защиты детства в педагогической науке

    Статья посвящена рассмотрению гуманистического подхода к проблеме социальной защиты детства в педагогической науке, раскрывает обоснование сложившихся в педагогике концептуальных подходов к проблеме педагогической поддержки и защиты детства в аспекте гуманизации современного образования, а также содержит авторский взгляд на категорию «социальная защита детства» в контексте гуманистической парадигмы образования.

    pdf poddubnaya2008_3.pdf  (119 Kb)

  • З.К. Меретукова, А.Р. Чиназирова
    Проблемное обучение как фактор создания здоровьесберегающей образовательной среды

    В статье рассматривается сущность понятий «здоровье», «педагогическая среда», дается авторское определение понятия «здоровьесберегающая образовательная среда», выявляются особенности проблемного обучения как фактора создания такой образовательной среды, а также его сущностные здоровьесберегающие характеристики.

    pdf meretukova2008_3.pdf  (116 Kb)

  • М.Э. Паатова
    Досуговая деятельность как средство педагогической поддержки девиантных подростков

    В статье рассматривается процесс педагогической поддержки девиантных подростков средствами досуговой деятельности. В ней приведены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации авторской концептуальной модели организации досуговой деятельности воспитанников учреждений закрытого типа.

    pdf paatova2008_3.pdf  (93 Kb)

  • Е.В. Демкина
    Мировоззренческие аспекты в образовательной и воспитательной деятельности вуза при подготовке специалиста

    В статье раскрываются концептуальные основания единства образовательного и воспитательного процессов, которые являются ориентациями на подготовку не только квалифицированного специалиста, в ущерб другим аспектам бытия человека, но и, безусловно, становлением целостной личности, готовой к жизнедеятельности в новых общественных условиях на основе развитого мировоззрения, являющегося стержнем, структурообразующим принципом формирования и жизнедеятельности личности.

    pdf demkina2008_3.pdf  (67 Kb)

  • Н.И. Рослякова
    Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога

    В статье рассматривается актуальная проблема современного образования: развитие профессиональной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Автор дает сравнительный анализ результатов диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности студентов, описывает сущностные характеристики каждого из стилей.

    pdf roslyakova1_2008_3.pdf  (94 Kb)

  • Н.В. Лукьянова
    Об основных критериях становления экологической культуры будущего специалиста в технологическом ВУЗе

    В статье излагаются результаты проведенного опытно-экспериментального исследования по определению мотивационно-ценностной ориентации будущих специалистов в аспекте исследуемой проблемы. Раскрываются основные критерии определения уровня экологической культуры будущего специалиста.

    pdf lukyanova2008_3.pdf  (77 Kb)

  • М.Л. Спирина
    Отечественный опыт патронатного воспитания как форма социально-педагогической помощи детям-сиротам

    Цель – охарактеризовать отечественный опыт патронатного воспитания как форму социально-педагогической помощи детям-сиротам. В статье даётся краткая характеристика основных этапов развития патроната детей-сирот в отечественной практике воспитания; вскрываются причины социально-педагогической несостоятельности исторически сложившихся форм патроната; делается вывод о необходимости их развития на основе учета, сложившегося в отечественной практике опыта патронатного воспитания.

    pdf spirina1_2008_3.pdf  (94 Kb)

  • Л.Х. Цеева
    К проблеме социально-правовой защиты детства (теоретический аспект)

    В статье рассматриваются философские, психолого-педагогические подходы к феномену детства. Краткий анализ теоретических аспектов данного феномена является основой для того, чтобы обозначить наиболее важные теоретико-методологические проблемы социально-правовой защиты детства.

    pdf tseeva2008_3.pdf  (95 Kb)

  • М.Л. Спирина
    Социально-педагогическая защита детей-сирот в России

    Цель статьи – раскрыть пути и приоритеты социальной защиты детей в России. В статье определяется понятие социально-педагогической «защиты детей-сирот», приводятся основные законодательные акты и нормативно-правовые документы, программы мероприятий, обеспечивающие пути решения рассматриваемой проблемы; делается вывод о необходимости совершенствования и дальнейшей разработки законодательной базы социально-педагогической защиты детей-сирот.

    pdf spirina2_2008_3.pdf  (93 Kb)

  • А.Г. Иванов
    Актуальные проблемы развития системы профессионального образования в Республике Адыгея

    В статье приведен анализ динамики развития системы профессионального образования в Республике Адыгея за последние пять лет, рассматриваются проблемы, существующие сегодня в российском профессиональном образовании, в целом, и в регионе, в частности, намечаются ориентиры совершенствования обеспечения эффективности профессионального образования в республике в аспекте регионализации образовательной политики.

    pdf ivanov2008_3.pdf  (143 Kb)

  • С.А. Хазова
    Понятие и характеристики конкурентоформирующей образовательной среды вуза

    В работе раскрывается понятие образовательной среды вуза, характеризуется понятие конкурентоспособности специалистов, описываются факторы и психолого-педагогические условия конкурентоформирующего влияния на студентов образовательной среды вуза, а также характеристики конкурентоформирующей образовательной среды.

    pdf khazova2008_3.pdf  (112 Kb)

  • А.С. Шарудилова
    Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования

    В работе обсуждаются проблемы социализации личности подростка в современном общеобразовательном учреждении. Обосновывается необходимость создания в системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.

    pdf sharudilova2008_3.pdf  (97 Kb)

  • Б.Х. Хамукова
    Этнопедагогическая культура педагога – одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности (теоретический аспект)

    В статье рассматривается этнопедагогическая культура педагога как одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности, дается анализ определений педагогической культуры, позволяющий выделить ее основные признаки.

    pdf khamukova2008_3.pdf  (83 Kb)

  • О.Г. Коларькова, Ф.В. Повшедная
    Адаптационный аспект профессионального самоопределения студентов-иностранцев в условиях педагогического вуза

    В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по профессио-нальному самоопределению студентов-иностранцев в условиях их адаптации к новой системе образования, к новой культуре и традициям страны. Исследование показало, что многие студенты-иностранцы испытывают трудности не только в учебном процессе, но и в условиях адаптации к временному пространству, проживанию в общежитии, языковой среде.

    pdf kolarkova2008_3.pdf  (108 Kb)

  • Н.И. Рослякова
    Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста

    Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, в ней идет речь о роли и месте рефлексии в структуре профессиональной индивидуальности будущего специалиста, в статье проведен сравнительный анализ результатов исследования такого качества, как рефлексивность. Автор приводит количественную и качественную интерпретацию полученных в ходе исследования данных о выраженности рефлексивности в студенческой среде в рамках профессионального образования в вузе.

    pdf roslyakova2_2008_3.pdf  (97 Kb)

  • В.П. Шрам
    Педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту

    Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту неразрывно связана с процессами обучения и воспитания подрастающего поколения, следовательно, эффективность реализации им профессиональных задач, во многом будет зависеть от сформированности у него педагогических способностей, обеспечивающих чувствительность педагога к объектам, средствам, условиям педагогической деятельности и способствующих ее овладению.

    pdf shram1_2008_3.pdf  (77 Kb)

  • А.А. Ушаков
    Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности

    В статье рассматривается процесс развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «исследовательская компетентность», выявлены психолого-педагогические условия, при которых система развития исследовательской компетентности учащихся в условия профильного обучения наиболее эффективна.

    pdf ushakov2008_3.pdf  (100 Kb)

  • В.П. Шрам, А.Г. Моисеева
    Профессионально-прикладная физическая культура личности студентов вузов экономического профиля

    В статье представлен анализ профессиональной деятельности специалиста экономического профиля с точки зрения ее влияния на физическое здоровье человека, обоснована необходимость целенаправленного формирования у специалиста профессионально-прикладной физической культуры, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта и способствующей активному их использованию.

    pdf shram2_2008_3.pdf  (102 Kb)

  • И.И. Макашина, Э.Г. Малиночка
    Профессионализм менеджеров морского торгового флота и его отражение в образовании

    В статье рассмотрены факторы профессионализма будующих менеджеров морского торгового флота. Раскрыта актуальность проблемы развития системы их подготовки, что обусловлено требованиями морской отрасли, предъявляемыми к менеджерам на современном этапе их полипрофильной подготовки.

    pdf makashina2008_3.pdf  (121 Kb)

    Методика преподавания и технологии обучения
  • Л.Ш. Тлюстен
    Теоретические основы использования алгоритмов в системе обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы

    В статье на теоретическом уровне рассматриваются вопросы, связанные с алгоритмизацией процесса обучения русской орфографии в начальной адыгейской школе. Раскрывается сущность алгоритмов, выясняется их роль в формировании логического мышления учащихся; доказывается преимущество алгоритмизированного обучения перед традиционным; обосновывается необходимость и эффективность применения алгоритмов в национальной школе. Особо выделяется тот факт, что при использовании алгоритмов в обучении русской орфографии учащихся-адыгейцев необходимо учитывать специфические условия усвоения второго языка.

    pdf tlyusten1_2008_3.pdf  (150 Kb)

  • В.В. Зайко
    Реализация преемственности в изучении натуральных чисел и дробей на начальной и основной ступенях обучения

    В статье рассматриваются изученные в методической литературе по математике вопросы комплексного подхода к характеристике понятия преемственности в обучении, отражающие взаимосвязь изучаемых школьниками понятий – натуральные числа и обыкновенные дроби. Предложена методика выполнения отдельных разделов программного материала по математике в первых – шестых классах. Даны рекомендации по выполнению практических заданий по сквозным разделам, отражающим материал обыкновенных дробей и натуральных чисел. Всё это разработано в русле методической концепции Н.Б. Истоминой, нацеленной на развитие учащихся, и в соответствии с основными направлениями осуществления преемственности при изучении чисел в начальной и основной школе.

    pdf zaiko2008_3.pdf  (165 Kb)

  • Л.Ш. Тлюстен
    Орфографическая зоркость и её роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной адыгейской школы

    В статье рассматривается сущность орфографической зоркости и её роль в процессе обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы. Причиной многочисленных ошибок в письменных работах нерусских учащихся являются значительные расхождения в орфографических системах русского и адыгейского языков. Поэтому обучение русской орфографии учащихся-адыгейцев необходимо строить на основе сопоставительного анализа изучаемого и родного языков, и начать следует с формирования умения обнаруживать в слове орфограмму.

    pdf tlyusten2_2008_3.pdf  (129 Kb)

  • Н.В. Вахрушева
    Принципы отбора содержания профильного курса по финансовым вычислениям для общеобразовательных учреждений

    В условиях гуманизации образования определение принципов разработки содержательной линии новых учебных курсов для профильного обучения и способов совершенствования организации учебного процесса является одним из направлений поиска оптимальных форм и методов обучения. В данной статье предложены принципы отбора содержания профильных курсов по математике для старшеклассников на основе личностно-деятельностного подхода, реализующие функции социализации и индивидуального развития обучающихся.

    pdf vakhrusheva2008_3.pdf  (116 Kb)

  • Р.И. Лозовская
    Определение методологических подходов для построения теории развития духовности педагога-музыканта в образовательном процессе высшей школы

    В статье автор обосновывает логику отбора методологических подходов к педагогическому исследованию на примере проблемы развития духовности педагога-музыканта в образовательном процессе вуза. Предлагается анализ характера взаимосвязей различных подходов, рассматривается значение каждого из них для исследования обозначенной проблемы.

    pdf lozovskaya2008_3.pdf  (113 Kb)

  • К.Д. Чермит, Е.Б. Птущенко, И.П. Субботина
    Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста

    В статье рассмотрена типология инновационных подходов к обучению информатике, способствующих формированию профессиональной информационно-технологической компетентности будущих специалистов. Компьютерный практикум как составляющая часть адаптивной модели обучения информатике решает задачу формирования и развития информационно-технологической компетентности и способствует повышению уровня профессиональной компетентности специалиста.

    pdf chermit2008_3.pdf  (101 Kb)

  • Р.Ю. Хурум
    Теоретические аспекты формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы в процессе профильного обучения

    В статье рассматривается вопросы формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы с профильным обучением, анализируется состояние подготовки школьников в области информационных технологий, представлены критерии и оценки уровня развития информационной компетентности учащихся профильных классов.

    pdf r.khurum2008_3.pdf  (106 Kb)

  • М.В. Вакуленкова
    Анализ тенденций изучения информатики в системе школьного образования

    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направлению, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.

    pdf vakulenkova2008_3.pdf  (110 Kb)

  • А.М. Доронин, Д.А. Романов, А.В. Полянский, Е.Ю. Лукьяненко
    Научно-методическая поддержка подготовки специалистов по физической культуре

    Цель работы – разработка модели научно-методической поддержки педагогической деятельности кафедры, ответственной за подготовку специалистов по физической культуре. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.

    pdf doronin1_2008_3.pdf  (156 Kb)

  • С.В. Дармилова
    К вопросу об оптимизации процесса обучения иностранным языкам и культуре посредством наглядности

    В статье рассматриваются дидактические возможности обучения речевой деятельности говорения с помощью комиксов, что повышает мотивацию изучения французского языка и культуры, способствует развитию лексических и грамматических навыков, а также позволяет индивидуализировать процесс овладения иностранным языком.

    pdf darmilova2008_3.pdf  (78 Kb)

  • А.В. Камызина
    Научные основы обучения иностранным языкам в России второй половины XIX века

    В статье рассматриваются научные основы обучения иностранным языкам в России второй половины XIX в., выражающиеся в развитии таких смежных с методикой наук, как лингвистика и психология. Приводятся детерминанты, обуславливающие возникновение, развитие и потребность в иноязычной подготовке в рассматриваемый период. Проведены параллели между историческими событиями, происходившими в России XIX в., повлиявшие на развитие лингвистической науки в целом, и на обучение иностранным языкам в частности.

    pdf kamyzina2008_3.pdf  (84 Kb)

  • Ю.Н. Синицын
    Здоровьеобеспечение учащихся: методологическая проблематика и ценностные основания

    В статье представлен авторский взгляд на феномен педагогически организованного процесса здоровьеобеспечения учащихся как образовательную теорию, осуществлен анализ методологической проблематики педагогической интерпретации ценностей здоровьеобеспечения учащихся в контексте гуманистической парадигмы образования, выявлены существующие противоречия и обозначены конкретные ориентиры для их разрешения.

    pdf sinitsyn2008_3.pdf  (90 Kb)

  • А.М. Доронин, А.Р. Мамий, А.В. Коваленко
    Оптимизация специальной силовой физической подготовки спортсменов с помощью переменного отягощения

    В статье определены внешние условия, позволяющие обеспечить режим постоянной нагрузки больших ягодичных мышц при выполнении приседаний, рывков и тяговых упражнений. Рассчитаны параметры используемого нагрузочного устройства, позволяющего компенсировать изменение плеча силы при выполнении упражнения.

    pdf doronin2_2008_3.pdf  (173 Kb)

  • А.М. Доронин, Д.А. Романов, С.Б. Полянская
    Методика измерения физических качеств по линейной шкале

    Цель исследования – предложить методику измерения физических качеств человека по линейной шкале логитов.

    pdf doronin3_2008_3.pdf  (153 Kb)

    Психология
  • Н.В. Петрова
    К определению архитектоники исследовательской культуры личности

    В статье аргументируется актуальность изучения архитектоники исследовательской культуры в контексте философских, культурологических, психологических и педагогических идей; определяются «контурные точки» исследовательской культуры личности.

    pdf petrova2008_3.pdf  (112 Kb)

  • Р.А. Киргуева
    В.Е. Гурин о формировании у старшеклассников волевых качеств

    В статье представлен материал научного анализа отдельных работ профессора В.Е. Гурина в контексте проблем формирования воли у старшеклассников. В.Е. Гурин считал, что формирование у старшеклассников волевых качеств творца возможно на различной основе, в том числе и на материале художественной литературы. Художественная литература содержит в себе многочисленные примеры различных волевых особенностей персонажей. Поэтому она заключает в себе огромные возможности для воспитания и самовоспитания волевых качеств у старшеклассников.

    pdf kirgueva2008_3.pdf  (80 Kb)

  • С.Х. Хурум
    Формирование мотивации достижения у подростков

    Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.

    pdf s.khurum2008_3 .pdf  (82 Kb)

  • С.А. Коржакова, С.А. Резинькова
    Обзор психолого-педагогических аспектов предметной области экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации

    Целью исследования экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации является выявление структуры пространства состояний и обоснование выбора методов обработки информации в этом пространстве, результаты анализа предметной области заключаются в определении базы выявления типологии профессиональной мотивации.

    pdf korzhakova2008_3.pdf  (88 Kb)

  • Л.С. Асейкина
    Педагогическое проектирование и методология организационно-педагогической деятельности по формированию толерантного поведения иностранных студентов на этапе довузовской подготовки

    Рассмотрена матрица объектов педагогического проектирования и обоснованы принципы организационно-педагогической деятельности по формированию у субъектов компетенции толерантности, обеспечивающей успешную адаптацию иностранных студентов и решение задач довузовской подготовки.

    pdf aseykina1_2008_3.pdf  (99 Kb)

  • Л.С. Асейкина
    Организационно-педагогическая модель обеспечения толерантного педагогического взаимодействия в довузовской подготовке иностранных студентов

    В статье рассмотрены педагогические условия организации толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса довузовской подготовки иностранных студентов и показано, что реализация предложенной организационно-педагогической модели обеспечивает эффективность взаимодействия и выполнение задач довузовского обучения.

    pdf aseykina2_2008_3.pdf  (76 Kb)

  • С.В. Бакалдин
    Эмоциональные особенности переживания одиночества

    В статье представлено исследование эмоциональных особенностей переживания одиночества у «одиноких» и «неодиноких» респондентов, а также особенности эмоционального переживания одиночества у мужчин и женщин, выделены четыре группы эмоций, связанных с одиночеством.

    pdf bakaldin2008_3.pdf  (101 Kb)


  • Скачать журнал целиком:
  • rar vestnik 3_2008.rar  (493 Kb)