2008.3
Педагогика
И.В. Маричев, Э.Г. Малиночка
Сущность понятия «образовательное пространство»
В статье проанализированы подходы к раскрытию понятия «пространство». Установлено, что его основные признаки изначально сформулированы с уклоном в предметные области естественных наук, особенно физики и математики. Это затрудняет развитие теории пространства в предметных областях других наук. Здесь сделана попытка перевести сложившиеся формулировки основных свойств пространства на общенаучные основы, чтобы облегчить понимание сущности его природы представителями всех наук, а затем с этих позиций выполнен переход в предмет педагогики – описана общая сущность образовательного пространства.
О.В. Агошкова
Дифференцированный подход в контексте личностно-ориентированного образования
Статья посвящена теоретическому анализу дефиниции «дифференцированный подход» в педагогической научной мысли, содержит авторский взгляд на причины затруднения использования дифференцированного подхода к обучению студентов в высшей школе, раскрывает ориентиры применения дифференцированного подхода в вузовской подготовке в контексте личностно-ориентированного образования гуманистического типа.
А.А. Афашагова
Формирование культуры здоровья детей как социально-педагогическая проблема
В статье на основе анализа идей разных специалистов (философов, педагогов, медицинских работников, психологов и др.) рассматривается одна из актуальных проблем современности – проблема сохранения и укрепления здоровья. Обосновывается положение о том, что проблема формирования культуры здоровья и ценностного отношения к ней у детей дошкольного возраста должна стать проблемой и педагогической.
С.Н. Бегидова, С.А. Хазова
Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов
В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой реализации акмеологического подхода в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов; обоснованы психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода, ориентированного на формирование акмеологической направленности личности студентов; охарактеризована структура и содержание акмеологической направленности личности педагога; представлены конкретные экспериментальные данные доказывающие эффективность реализации данного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Н.В. Бекузарова
Профессиональное портфолио как альтернативный метод оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности
В статье рассматривается возможность использования профессионального портфолио выпускника педагогического вуза в рамках итоговой аттестации.
Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз
К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать разработанную методику организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявить и раскрыть их готовность к обучению в школе, которая позволяет ребенку успешно овладеть новыми для него знаниями, проверить эффективность предлагаемой методики.
Э.А. Биштова
Развитие познавательного интереса к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением эффективных условий, форм и методов работы вуза, направленных на развитие познавательного интереса будущих учителей к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности.
Т.Н. Поддубная
Гуманистический подход к проблеме социальной защиты детства в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению гуманистического подхода к проблеме социальной защиты детства в педагогической науке, раскрывает обоснование сложившихся в педагогике концептуальных подходов к проблеме педагогической поддержки и защиты детства в аспекте гуманизации современного образования, а также содержит авторский взгляд на категорию «социальная защита детства» в контексте гуманистической парадигмы образования.
З.К. Меретукова, А.Р. Чиназирова
Проблемное обучение как фактор создания здоровьесберегающей образовательной среды
В статье рассматривается сущность понятий «здоровье», «педагогическая среда», дается авторское определение понятия «здоровьесберегающая образовательная среда», выявляются особенности проблемного обучения как фактора создания такой образовательной среды, а также его сущностные здоровьесберегающие характеристики.
М.Э. Паатова
Досуговая деятельность как средство педагогической поддержки девиантных подростков
В статье рассматривается процесс педагогической поддержки девиантных подростков средствами досуговой деятельности. В ней приведены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации авторской концептуальной модели организации досуговой деятельности воспитанников учреждений закрытого типа.
Е.В. Демкина
Мировоззренческие аспекты в образовательной и воспитательной деятельности вуза при подготовке специалиста
В статье раскрываются концептуальные основания единства образовательного и воспитательного процессов, которые являются ориентациями на подготовку не только квалифицированного специалиста, в ущерб другим аспектам бытия человека, но и, безусловно, становлением целостной личности, готовой к жизнедеятельности в новых общественных условиях на основе развитого мировоззрения, являющегося стержнем, структурообразующим принципом формирования и жизнедеятельности личности.
Н.И. Рослякова
Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальности будущего педагога
В статье рассматривается актуальная проблема современного образования: развитие профессиональной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Автор дает сравнительный анализ результатов диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности студентов, описывает сущностные характеристики каждого из стилей.
Н.В. Лукьянова
Об основных критериях становления экологической культуры будущего специалиста в технологическом ВУЗе
В статье излагаются результаты проведенного опытно-экспериментального исследования по определению мотивационно-ценностной ориентации будущих специалистов в аспекте исследуемой проблемы. Раскрываются основные критерии определения уровня экологической культуры будущего специалиста.
М.Л. Спирина
Отечественный опыт патронатного воспитания как форма социально-педагогической помощи детям-сиротам
Цель – охарактеризовать отечественный опыт патронатного воспитания как форму социально-педагогической помощи детям-сиротам. В статье даётся краткая характеристика основных этапов развития патроната детей-сирот в отечественной практике воспитания; вскрываются причины социально-педагогической несостоятельности исторически сложившихся форм патроната; делается вывод о необходимости их развития на основе учета, сложившегося в отечественной практике опыта патронатного воспитания.
Л.Х. Цеева
К проблеме социально-правовой защиты детства (теоретический аспект)
В статье рассматриваются философские, психолого-педагогические подходы к феномену детства. Краткий анализ теоретических аспектов данного феномена является основой для того, чтобы обозначить наиболее важные теоретико-методологические проблемы социально-правовой защиты детства.
М.Л. Спирина
Социально-педагогическая защита детей-сирот в России
Цель статьи – раскрыть пути и приоритеты социальной защиты детей в России. В статье определяется понятие социально-педагогической «защиты детей-сирот», приводятся основные законодательные акты и нормативно-правовые документы, программы мероприятий, обеспечивающие пути решения рассматриваемой проблемы; делается вывод о необходимости совершенствования и дальнейшей разработки законодательной базы социально-педагогической защиты детей-сирот.
А.Г. Иванов
Актуальные проблемы развития системы профессионального образования в Республике Адыгея
В статье приведен анализ динамики развития системы профессионального образования в Республике Адыгея за последние пять лет, рассматриваются проблемы, существующие сегодня в российском профессиональном образовании, в целом, и в регионе, в частности, намечаются ориентиры совершенствования обеспечения эффективности профессионального образования в республике в аспекте регионализации образовательной политики.
С.А. Хазова
Понятие и характеристики конкурентоформирующей образовательной среды вуза
В работе раскрывается понятие образовательной среды вуза, характеризуется понятие конкурентоспособности специалистов, описываются факторы и психолого-педагогические условия конкурентоформирующего влияния на студентов образовательной среды вуза, а также характеристики конкурентоформирующей образовательной среды.
А.С. Шарудилова
Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования
В работе обсуждаются проблемы социализации личности подростка в современном общеобразовательном учреждении. Обосновывается необходимость создания в системе образования условий, благоприятно влияющих на успешность социализации подростков.
Б.Х. Хамукова
Этнопедагогическая культура педагога – одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности (теоретический аспект)
В статье рассматривается этнопедагогическая культура педагога как одно из условий повышения эффективности воспитательной деятельности, дается анализ определений педагогической культуры, позволяющий выделить ее основные признаки.
О.Г. Коларькова, Ф.В. Повшедная
Адаптационный аспект профессионального самоопределения студентов-иностранцев в условиях педагогического вуза
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по профессио-нальному самоопределению студентов-иностранцев в условиях их адаптации к новой системе образования, к новой культуре и традициям страны. Исследование показало, что многие студенты-иностранцы испытывают трудности не только в учебном процессе, но и в условиях адаптации к временному пространству, проживанию в общежитии, языковой среде.
Н.И. Рослякова
Рефлексия как компонент профессиональной индивидуальности будущего специалиста
Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, в ней идет речь о роли и месте рефлексии в структуре профессиональной индивидуальности будущего специалиста, в статье проведен сравнительный анализ результатов исследования такого качества, как рефлексивность. Автор приводит количественную и качественную интерпретацию полученных в ходе исследования данных о выраженности рефлексивности в студенческой среде в рамках профессионального образования в вузе.
В.П. Шрам
Педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту неразрывно связана с процессами обучения и воспитания подрастающего поколения, следовательно, эффективность реализации им профессиональных задач, во многом будет зависеть от сформированности у него педагогических способностей, обеспечивающих чувствительность педагога к объектам, средствам, условиям педагогической деятельности и способствующих ее овладению.
А.А. Ушаков
Развитие исследовательской компетентности учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается процесс развития исследовательской компетентности учащихся в условиях профильного обучения. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «исследовательская компетентность», выявлены психолого-педагогические условия, при которых система развития исследовательской компетентности учащихся в условия профильного обучения наиболее эффективна.
В.П. Шрам, А.Г. Моисеева
Профессионально-прикладная физическая культура личности студентов вузов экономического профиля
В статье представлен анализ профессиональной деятельности специалиста экономического профиля с точки зрения ее влияния на физическое здоровье человека, обоснована необходимость целенаправленного формирования у специалиста профессионально-прикладной физической культуры, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта и способствующей активному их использованию.
И.И. Макашина, Э.Г. Малиночка
Профессионализм менеджеров морского торгового флота и его отражение в образовании
В статье рассмотрены факторы профессионализма будующих менеджеров морского торгового флота. Раскрыта актуальность проблемы развития системы их подготовки, что обусловлено требованиями морской отрасли, предъявляемыми к менеджерам на современном этапе их полипрофильной подготовки.
Методика преподавания и технологии обучения
Л.Ш. Тлюстен
Теоретические основы использования алгоритмов в системе обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы
В статье на теоретическом уровне рассматриваются вопросы, связанные с алгоритмизацией процесса обучения русской орфографии в начальной адыгейской школе. Раскрывается сущность алгоритмов, выясняется их роль в формировании логического мышления учащихся; доказывается преимущество алгоритмизированного обучения перед традиционным; обосновывается необходимость и эффективность применения алгоритмов в национальной школе. Особо выделяется тот факт, что при использовании алгоритмов в обучении русской орфографии учащихся-адыгейцев необходимо учитывать специфические условия усвоения второго языка.
В.В. Зайко
Реализация преемственности в изучении натуральных чисел и дробей на начальной и основной ступенях обучения
В статье рассматриваются изученные в методической литературе по математике вопросы комплексного подхода к характеристике понятия преемственности в обучении, отражающие взаимосвязь изучаемых школьниками понятий – натуральные числа и обыкновенные дроби.
Предложена методика выполнения отдельных разделов программного материала по математике в первых – шестых классах. Даны рекомендации по выполнению практических заданий по сквозным разделам, отражающим материал обыкновенных дробей и натуральных чисел. Всё это разработано в русле методической концепции Н.Б. Истоминой, нацеленной на развитие учащихся, и в соответствии с основными направлениями осуществления преемственности при изучении чисел в начальной и основной школе.
Л.Ш. Тлюстен
Орфографическая зоркость и её роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной адыгейской школы
В статье рассматривается сущность орфографической зоркости и её роль в процессе обучения русской орфографии учащихся начальной адыгейской школы. Причиной многочисленных ошибок в письменных работах нерусских учащихся являются значительные расхождения в орфографических системах русского и адыгейского языков. Поэтому обучение русской орфографии учащихся-адыгейцев необходимо строить на основе сопоставительного анализа изучаемого и родного языков, и начать следует с формирования умения обнаруживать в слове орфограмму.
Н.В. Вахрушева
Принципы отбора содержания профильного курса по финансовым вычислениям для общеобразовательных учреждений
В условиях гуманизации образования определение принципов разработки содержательной линии новых учебных курсов для профильного обучения и способов совершенствования организации учебного процесса является одним из направлений поиска оптимальных форм и методов обучения. В данной статье предложены принципы отбора содержания профильных курсов по математике для старшеклассников на основе личностно-деятельностного подхода, реализующие функции социализации и индивидуального развития обучающихся.
Р.И. Лозовская
Определение методологических подходов для построения теории развития духовности педагога-музыканта в образовательном процессе высшей школы
В статье автор обосновывает логику отбора методологических подходов к педагогическому исследованию на примере проблемы развития духовности педагога-музыканта в образовательном процессе вуза. Предлагается анализ характера взаимосвязей различных подходов, рассматривается значение каждого из них для исследования обозначенной проблемы.
К.Д. Чермит, Е.Б. Птущенко, И.П. Субботина
Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста
В статье рассмотрена типология инновационных подходов к обучению информатике, способствующих формированию профессиональной информационно-технологической компетентности будущих специалистов. Компьютерный практикум как составляющая часть адаптивной модели обучения информатике решает задачу формирования и развития информационно-технологической компетентности и способствует повышению уровня профессиональной компетентности специалиста.
Р.Ю. Хурум
Теоретические аспекты формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы в процессе профильного обучения
В статье рассматривается вопросы формирования информационной компетентности старшеклассников общеобразовательной школы с профильным обучением, анализируется состояние подготовки школьников в области информационных технологий, представлены критерии и оценки уровня развития информационной компетентности учащихся профильных классов.
М.В. Вакуленкова
Анализ тенденций изучения информатики в системе школьного образования
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направлению, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.
А.М. Доронин, Д.А. Романов, А.В. Полянский, Е.Ю. Лукьяненко
Научно-методическая поддержка подготовки специалистов по физической культуре
Цель работы – разработка модели научно-методической поддержки педагогической деятельности кафедры, ответственной за подготовку специалистов по физической культуре. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
С.В. Дармилова
К вопросу об оптимизации процесса обучения иностранным языкам и культуре посредством наглядности
В статье рассматриваются дидактические возможности обучения речевой деятельности говорения с помощью комиксов, что повышает мотивацию изучения французского языка и культуры, способствует развитию лексических и грамматических навыков, а также позволяет индивидуализировать процесс овладения иностранным языком.
А.В. Камызина
Научные основы обучения иностранным языкам в России второй половины XIX века
В статье рассматриваются научные основы обучения иностранным языкам в России второй половины XIX в., выражающиеся в развитии таких смежных с методикой наук, как лингвистика и психология. Приводятся детерминанты, обуславливающие возникновение, развитие и потребность в иноязычной подготовке в рассматриваемый период. Проведены параллели между историческими событиями, происходившими в России XIX в., повлиявшие на развитие лингвистической науки в целом, и на обучение иностранным языкам в частности.
Ю.Н. Синицын
Здоровьеобеспечение учащихся: методологическая проблематика и ценностные основания
В статье представлен авторский взгляд на феномен педагогически организованного процесса здоровьеобеспечения учащихся как образовательную теорию, осуществлен анализ методологической проблематики педагогической интерпретации ценностей здоровьеобеспечения учащихся в контексте гуманистической парадигмы образования, выявлены существующие противоречия и обозначены конкретные ориентиры для их разрешения.
А.М. Доронин, А.Р. Мамий, А.В. Коваленко
Оптимизация специальной силовой физической подготовки спортсменов с помощью переменного отягощения
В статье определены внешние условия, позволяющие обеспечить режим постоянной нагрузки больших ягодичных мышц при выполнении приседаний, рывков и тяговых упражнений. Рассчитаны параметры используемого нагрузочного устройства, позволяющего компенсировать изменение плеча силы при выполнении упражнения.
А.М. Доронин, Д.А. Романов, С.Б. Полянская
Методика измерения физических качеств по линейной шкале
Цель исследования – предложить методику измерения физических качеств человека по линейной шкале логитов.
Психология
Н.В. Петрова
К определению архитектоники исследовательской культуры личности
В статье аргументируется актуальность изучения архитектоники исследовательской культуры в контексте философских, культурологических, психологических и педагогических идей; определяются «контурные точки» исследовательской культуры личности.
Р.А. Киргуева
В.Е. Гурин о формировании у старшеклассников волевых качеств
В статье представлен материал научного анализа отдельных работ профессора В.Е. Гурина в контексте проблем формирования воли у старшеклассников. В.Е. Гурин считал, что формирование у старшеклассников волевых качеств творца возможно на различной основе, в том числе и на материале художественной литературы. Художественная литература содержит в себе многочисленные примеры различных волевых особенностей персонажей. Поэтому она заключает в себе огромные возможности для воспитания и самовоспитания волевых качеств у старшеклассников.
С.Х. Хурум
Формирование мотивации достижения у подростков
Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.
С.А. Коржакова, С.А. Резинькова
Обзор психолого-педагогических аспектов предметной области экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации
Целью исследования экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации является выявление структуры пространства состояний и обоснование выбора методов обработки информации в этом пространстве, результаты анализа предметной области заключаются в определении базы выявления типологии профессиональной мотивации.
Л.С. Асейкина
Педагогическое проектирование и методология организационно-педагогической деятельности по формированию толерантного поведения иностранных студентов на этапе довузовской подготовки
Рассмотрена матрица объектов педагогического проектирования и обоснованы принципы организационно-педагогической деятельности по формированию у субъектов компетенции толерантности, обеспечивающей успешную адаптацию иностранных студентов и решение задач довузовской подготовки.
Л.С. Асейкина
Организационно-педагогическая модель обеспечения толерантного педагогического взаимодействия в довузовской подготовке иностранных студентов
В статье рассмотрены педагогические условия организации толерантного взаимодействия субъектов образовательного процесса довузовской подготовки иностранных студентов и показано, что реализация предложенной организационно-педагогической модели обеспечивает эффективность взаимодействия и выполнение задач довузовского обучения.
С.В. Бакалдин
Эмоциональные особенности переживания одиночества
В статье представлено исследование эмоциональных особенностей переживания одиночества у «одиноких» и «неодиноких» респондентов, а также особенности эмоционального переживания одиночества у мужчин и женщин, выделены четыре группы эмоций, связанных с одиночеством.
Скачать журнал целиком:
|