2008.4
Общие проблемы педагогики
Э.А. Абадзе, В.А. Трусов
Концептуальная модель педагогического проектирования открытой программы курса: проект «Электронная учебная программа»
В статье описывается системно-динамический подход к педагогическому проектированию инфраструктуры учебной программы вузовской дисциплины, основанный на использовании Web-технологий и формальных динамических моделей управления учебным процессом. Представлены концепция и признаки открытости учебной программы. На основе законодательства России сформулирована модель системы управления качеством высшего образования.
Г.М. Анохина
Механизм обучения в личностно ориентированной технологии естественнонаучного образования
Раскрывается актуальная проблема развития ключевых компетентностей личности в личностно ориентированной технологии естественнонаучного образования. Выявлена новая форма учебного занятия с ситуационно-поисковым механизмом обучения, позволившим решить задачи развития личности. Механизм демонстрирует эволюцию ситуаций развития личности в ситуацию саморазвития личности школьника.
З.Р. Анчокова
Формирование эстетической культуры будущего учителя в образовательной системе государственного университета на примере факультета национальной филологии и культуры АГУ
Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры студентов на основе национально-регионального компонента. В ней рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура», а также возможности формирования эстетической культуры, предлагаются результаты анкетирования и тестирования, использованные для выявления исходного уровня сформированности эстетической культуры студентов факультета национальной филологии и культуры.
Ф.Н. Апиш
Особенности мотивационного проектирования в образовании взрослых обучающихся
Статья посвящена актуальной проблеме – повышению мотивации саморазвития взрослых обучающихся. Проблема образования на протяжении всей жизни на современном этапе развития общества становится более важным как для общества в целом, так и для самой личности. Поэтому в статье предпринимается попытка обосновать целесообразность использования мотивационного проектирования в образовании взрослых в системе непрерывного образования.
Н.О. Баранукова
Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся профессионального лицея
Нами в статье рассмотрен процесс творческого саморазвития, направленный на формирование личности учащихся профессионального лицея, также представлены средства обучения творческому саморазвитию и результаты формирующего эксперимента.
Т.Л. Барышова
Особенности проектирования образовательной среды как пространства профессионально-личностного развития студентов вуза
Целью и результатом обучения в высшей школе является формирование компетентного профессионала, подготовленного к включению в производственный процесс и осуществлению активной жизнедеятельности, что вызывает необходимость проектирования в высшем учебном заведении адекватной информационно-образовательной среды. Ее сущностные характеристики отражает совокупность компонентов: принципы, в соответствии с которыми создается среда, модель подготовки специалиста, особенности отбора и структурирования содержания образования, методы и формы его освоения.
М.Б. Богус
Влияние билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых
В статье раскрываются позиции отечественных и зарубежных ученых по вопросу о влиянии билингвизма на интеллектуальное развитие личности обучаемых. В рамках статьи проанализированы труды ученых о влиянии билингвизма на интеллектуальное развитие личности, относящиеся к «негативному», «нейтральному» и «позитивному» периодам. Основным выводом автора статьи явилось утверждение о том, что билингвизм позитивно влияет на интеллектуальное развитие обучаемых при условии, если учебный процесс организован с учетом особенностей билингвальных детей.
Е.В. Демкина
Социокультурная воспитывающая среда вуза как условие профессионального становления личности будущего специалиста
Современная российская действительность, предъявляющая особые требования к социокультурному личностному развитию человечества, обусловливает необходимость пересмотра системы профессиональной подготовки будущих специалистов, где важнейшим условием является воспитывающая среда вуза. Специфика профессиональной направленности на воспитательную деятельность в вузе заключается в том, что его целью является не общее воспитание студента, а несколько ограниченное профессиональными задачами и возможностями учебно-воспитательного процесса в вузе специфическое профессиональное воспитание. Здесь речь идет о процессе воспитания как специально организованном образе жизни студента, с ясно обозначенными целями, как необходимой и обязательной части профессиональной подготовки будущего специалиста.
З.Б. Ишембитова
Основы профессиональной подготовки будущего педагога в условиях университетского комплекса
Одной из главных задач образовательных учреждений является обеспечение качества образования. Автор статьи анализирует изменения в содержании профессиональной подготовки современного специалиста, которые предполагают развитие процесса профессионального самоопределения и саморазвития личности, а также овладение ими определенным уровнем профессиональных и личностных компетенций. Цели исследования: рассмотреть особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе. Объект исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов. Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе. Задачи: 1) раскрыть сущность профессиональной подготовки на основе системного, личностного ориентированного, компетентностного, процессного, маркетингового подходов; 2) показать особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях интеграции образования в университетском комплексе.
С.В. Костылев
Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ в полиэтническом регионе (постановка проблемы)
Обоснована актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ. Определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, теоретическая и методологическая база исследования. Изложена проблема совершенствования воспитательной практики, поиск оптимальных способов формирования нравственности, патриотизма.
Е.В. Манджиева
Суггестивное управление в системе педагогической деятельности учителя
Психолого-педагогическое исследование по данной проблеме проводилось на базе Иджилской средней школы Республики Калмыкия и средней школы № 4 г. Элиста. Целью исследования являлось изучение степени внушаемости детей для дальнейшего адекватного выбора форм и методов воздействия. Анализ результатов эксперимента показал, что использование суггестивного управления в школе позволяет: лучше изучить личности отдельных учащихся, создавать атмосферу доброжелательности.
И.Г. Мегрикян
Математическая составляющая как компонент процесса фундаментализации университетского образования
В статье анализируются проблемы математической подготовки студентов гуманитарных специальностей и раскрываются пути её совершенствования в русле современных образовательных технологий.
А.С. Мутырова
Преемственность в формировании профессиональной направленности студентов
В данной статье рассматриваются вопросы преемственности в профориентационной работе с абитуриентами и студентами вузов на конкретном примере в Калмыцком государственном университете. Проблема преемственности в профориентационной работе является наиболее актуальной в настоящее время, когда изменилось содержание, принципы, функции профориентационной работы в условиях многоуровневого учебного заведения.
О.Е. Пермяков
Методологические основы формирования иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности студента
Эволюционный этап перехода отечественного образования к компетентностной парадигме актуализирует задачи определения методологических подходов к моделированию требований к результатам подготовки студентов. Разработанная с позиций психологии, системного анализа и компетентностного подхода иерархическая модель социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения профессионального образования может использоваться в качестве методологической основы для создания модели планируемых индивидуальных образовательных достижений студентов в контексте определения требований к результатам их подготовки.
М.В. Романкова, С.Н. Бегидова
Проблемы повышения качества познавательных процессов у студентов на начальном этапе профессиональной подготовкти будущих инженеров
Cтатья посвящена проблеме повышения качества подготовки инженерных кадров. Выявлены факторы, снижающие эффективность качества обучения студентов-первокурсников. Показано негативное влияние интерференции школьных стереотипов учебного труда на овладение студентами новыми методами познавательной деятельности. Представлены экспериментальные данные, характеризующие готовность студентов к эффективному освоению вузовской программы. В статье предлагаются пути повышения качества познавательных процессов у студентов.
Л.Ф. Сельмидис
Педагогическая установка как компонент педагогической направленности личности будущего социального педагога
В статье автором раскрыто содержание сущности педагогической направленности с позиций различных авторов, рассматривается педагогическая установка и ее компоненты в структуре личности будущего социального педагога определены уровни эмпатии, готовности к саморазвитию. В качестве иллюстрации приведены данные констатирующего эксперимента по проблеме формирования педагогической установки у студентов, будущих социальных педагогов.
А.С. Семенова
К вопросу о воспитании женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа
Статья посвящена актуальной проблеме - изучению опыта воспитания женщины в традиционной педагогической культуре народов Северо-Западного Кавказа. Проблема исследования заключается в изучении и анализе содержания, средств и методов воспитания женщины и определении его значения для модернизации современного образования и воспитания в российской школе.
В реализации современных социокультурных целей и задач воспитания женщины в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции воспитания женщины, являющейся не только важным историческим достоянием народов, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.
П.А.Сергеева
Народно-песенный фольклор в художественном образовании как фактор формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру
В статье рассматриваются возможности трансформации культурологической концепции содержания образования на методику музыкального воспитания и, в частности, на процесс обучения хоровому пению народных песен и на основе этого уточняется содержание художественного образования. Раскрываются подходы различных авторов к проблеме формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, выявляется и формулируется воспитывающий потенциал народно-песенного фольклора, предлагается модель формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру.
Е.Р. Слоневская
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательном воспитании студентов
В статье рассматриваются приоритетные направления и педагогические условия деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию студентов. Раскрываются факторы, оказывающие влияние на формирование гражданственности студенческой молодежи, а также принципы организации воспитательного процесса в поликультурном образовательном пространстве вуза.
А.Б. Хуранов
О разработке образовательных стандартов нового поколения
Разработка образовательных стандартов третьего поколения в соответствии с принципами Болонской декларации. Обзор нормативной документации по разработке стандартов нового поколения, раскрытие основных подходов к формированию, примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, перечня специальностей, которые предполагается реализовать по многоуровневой системе. Описание основных принципов формирования направлений подготовки, перспектив развития стандартов высшего профессионального образования.
К.Д. Чермит, Е.И. Шарова
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов
В статье рассматривается вопрос совершенствования процесса довузовской подготовки иностранных абитуриентов на основе включения в него учебно-исследовательской деятельности, что позволяет: обеспечить эффективное развитие учебно-познавательной и творческой активности, повысить качество подготовки абитуриентов, оптимизировать процесс их адаптации к новой педагогической системе и социокультурной среде.
Л.В. Чеснокова
Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов
В статье рассматривается процесс развития познавательной активности младших школьников посредством интеграции предметов на содержательной основе и результаты эксперимента по реализации его модели.
Частные методики и технологии обучения
В.С. Анохина
Речевые аспекты семейного конфликта
Статья посвящена исследованию речевой специфики конфликтного общения в малой социальной группе (семье). В работе рассматриваются поводы, ведущие к началу семейного конфликта, речевая агрессия как форма речевого поведения, речевые средства выражения конфликтного общения. В заключении делается вывод о том, что выявление речевых особенностей и форм проявления конфликтного поведения в семье расширяет возможность для поиска путей и способов гармонизации общения в семье.
З.У. Блягоз, Н.И. Кесебежева
Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков-фонем и сочетаний
Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний. Авторы рекомендуют, как использовать данные методы в процессе изучения адыгейского языка русскоязычными учащимися, отмечают, что одной из основных задач обучения адыгейскому произношению является выработка навыков слушания, различения, правильного восприятия и воспроизведения звуков на слух.
Л.В. Газаева
Текст как основа обучения словосочетанию и простому предложению студентов педагогического вуза в условиях двуязычия
В статье рассматриваются особенности обучения словосочетанию и простому предложению на текстовой основе в условиях двуязычия в педагогическом вузе.
А.А. Дадова
Обучение русской связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях национально – русского двуязычия
В статье раскрыт ряд вопросов входящих в понятие «двуязычное воспитание». Рассмотрены типовые компоненты процесса обучения русскому языку дошкольников, указаны навыки, играющие основную роль в процессе обучения. Выявлено, что в целенаправленной работе по развитию устной связной речи детей старшего дошкольного возраста в билингвальных группах можно выделить два направления: обучение языку как сложной системе, состоящей из относительно автономных ярусов (фонетика, лексика и др.) и работу над связной речью.
С.П. Грушевский, Н.Ю. Добровольская, Ю.В. Кольцов
Организация учебного процесса на основе нейросетевой компьютерной обучающей системы
Применение новых информационных технологий, в частности, использование компьютерных обучающих систем, искусственных нейронных сетей, позволяет индивидуализировать процесс обучения, строить траекторию обучения уникальную для каждого учащегося. В статье предлагается схема организации процесса обучения с применением нейросетевой компьютерной обучающей системы, описывается процесс функционирования системы. Ядром предлагаемой обучающей системы, влияющим на построение траектории обучения, является личностно ориентированная модель обучаемого. Введение в структуру компьютерной обучающей системы модели обучаемого, которая включает личностные и профессиональные качества учащегося, а также нейронных сетей, которые классифицируют обучаемых и определяют очередной этап траектории обучения, позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
Т.А. Зорина
Основные направления развития речи младших школьников в процессе работы над именем существительным и именем прилагательным
Статья посвящена рассмотрению основных направлений развития речи учащихся начальных классов в процессе взаимосвязанного изучения существительного и прилагательного. Обращается особое внимание на виды речи, поэтапное развитие речи в начальных классах, на необходимость осознания учащимися зависимости имени прилагательного от существительного в развитии коммуникативных умений и навыков младших школьников. В статье также обращается особое внимание на виды упражнений по развитию речи.
Н.И. Кесебежева
Типичные ошибки в произношении гласных и дифтонгов адыгейского языка в речи русскоязычных учащихся начальных классов и пути их преодоления
Статья посвящена актуальной проблеме изучения адыгейского языка русскоязычными учащимися начальных классов – трудностям в произношении гласных и дифтонгов и причинам их возникновения. С этой целью исследуются фонетические особенности сопоставляемых языков, выявляются их сходства и различия. Типичные ошибки в произношении русскими учащимися гласных и дифтонгов адыгейского языка связаны с фонетическими особенностями и артикуляционно-акустическими признаками неродного языка.
А.А. Рубаева
Деятельностная ориентация изучения предикативной основы предложения в школе
Статья посвящается функционально-ориентированному обучению предикативному центру предложения в школе, акцентируется внимание на деятельностном характере обучения, на работе с текстом.
О.Н. Хованская
Вопросительные коммуникемы в речи младших школьников
В статье на основе количественно-качественного анализа выявлена специфика функционирования вопросительных коммуникем в речи младших школьников по сравнению с их функционированием в речи взрослых носителей языка. Установлено, что в речи младших школьников вопросительные коммуникемы в основном используются с целью запроса новой информации, а в речи взрослых – с целью ее подтверждения, что весьма существенно для решения задач эффективной организации работы по развитию речи учеников начальной школы.
Л.В. Шелехова
Статистическая проверка простых гипотез
В статье рассматривается статистическая проверка простых гипотез как процедура обоснованного сопоставления высказанной гипотезы с имеющейся выборкой, осуществляемая при помощи того или иного статистического критерия; приводится классификация задач педагогического исследования и непараметрических методов их решения; отмечается, что статистическая гипотеза: а) появляется одновременно с ведущей идеей исследования и ею определяется; б) возникает на основании известных знаний, но выходит за их пределы; в) позволяет систематизировать предположения исследователя и представить их в чётком и лаконичном виде; г) позволяет соединить известные познания с новым, требующим обоснования; д) экспериментально и практически проверяема.
Л.В. Шелехова
Эвристическая инверсия как способ организации творческой мыслителной деятельности студентов при решении сюжетных задач
В статье обосновывается необходимость развития у студентов инверсионного мышления; рассматривается метод инверсии при решении сюжетных задач как один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный: 1) на поиск нестандартных способов решения сюжетной задачи; 2) сведение исходной сюжетной задачи путем перефразирования ее текста к вспомогательной задаче, решение которой более доступно и позволяет возвратиться к успешному и осознанному поиску решения исходной сюжетной задачи; 3) создание новых сюжетных задач путем изменения последовательности элементов, отношений или их заменой вплоть до противоположных.
Проблемы общей психологии
С.А. Бобинкин
Психологические аспекты управленческой деятельности линейных менеджеров в социально-профессиональных условиях
Вопросы оптимизации управленческой деятельности линейных менеджеров рассматриваются с учетом социально - психологических способностей к управленческой деятельности. В связи с этим формулируется и апробируется авторский методический инструментарий оценки и отбора линейных менеджеров способных раскрыть свой управленческий потенциал в определенных социально профессиональных условиях.
Р.И. Стецишин
Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование
В статье рассматривается диноменология жизнестойкости во взаимосвязи с направленностью личности. На примере профессиогенеза личности врача-клинициста показано: наиболее значимым личностным компонентом жизнестойкости является «Контроль»; в группе терапевтического профиля направленность на задачу тесно взаимодействует с высоким показателем жизнестойкости ее компонентом - «Контроль», направленность на себя в данной группе имеет положительную корреляцию со шкалой «Принятия риска»; в группе хирургического профиля преобладающим являются два вида направленности: на задачу и на взаимодействие, направленность на задачу имеет тесную корреляцию со шкалами «Принятие риска» и «Контроль».
Е.В. Харитонова
Психология профессиональной востребованности личности на поздних этапах онтогенеза
В статье рассматриваются психологические проблемы невостребованности личности на поздних этапах онтогенеза, обосновывается понятие «востребованность личности» как многоуровневой и динамической системы субъективных отношений личности к себе как ко «Значимому для других», профессиональная востребованность рассматривается как предпосылка достижения личностью социальной адаптации, субъектности.
Г.Ю.Фоменко, Е.Р. Куашева
Противоречия ценностного самоопределения сотрудников патрульно-постовой службы
Статья посвящена проблеме уточнения специфики экстремального модуса бытия в аспекте ценностно-смыслового позиционирования личности. Объект исследования – ценностное самоопределение сотрудников ППС. Предмет исследования – противоречия ценностного самоопределения сотрудников ППС. В процессе исследования решались задачи выявления противоречий, обусловленных особенностями конфигурации ценностных предпочтений на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов сотрудников ППС. Установлено, что в данной профессиональной группе на первый план на уровне нормативных идеалов и предпочтений выступает стремление к самовозвышению в сочетании с мотивационной целью в безопасности. При этом потребность в самовозвышении не уравновешивается социально-стабилизирующими типами ценностей.
Т.А. Цергой
Влияние условий профессионального выбора на сформированность синдрома эмоционального выгорания у педагогов профессионально-технического образования
Дана характеристика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) как состояния профессиональной дезадаптации личности, представлены результаты исследования специфики влияния условий выбора работы на сформированность СЭВ у педагогов системы среднего профессионально-технического образования.
Б.А. Ясько
Стереотипы этнического поведения как фактор социокультурного пространства Северо-Кавказского региона
В статье рассмотрены современные интерпретации понятий: «стереотипы этнического поведения»; «этнические стереотипы»; «ценностные представления»; «межэтническая толерантность»; «ксенофобия». Обосновывается взаимосвязь феномена «двойной морали» и рыночной экономики, основанной на отношениях конкуренции, пагубным образом влияющей на психическое здоровье и развитие личности. Отмечается, что в реалиях рыночного общества специфическую трансформацию приобретают ценностные представления индивидуального и группового субъектов, причем коренной ломке, изменениям подвергаются подчас не только ценности, формирующиеся в персоногенезе и профессиогенезе личности по мере накопления и смысловой переработки жизненного опыта, но и общечеловеческие, ментальные, национально-этнические ценности. На примере исследования динамики толерантных установок у участников команд КВН автор демонстрирует позитивный ресурс совместной творческой деятельности в преодолении «конфликтующих реальностей» межличностного общения представителей различных национально-этнических групп, при сохранении и взаимопринятии стереотипов этнического поведения
Образовательное пространство физичеcкой культуры и спорта
С.К. Багадирова
Динамика волевых механизмов саморегуляции спортсменов-дзюдоистов в процессе развивающих тренингов
В работе обсуждаются результаты теоретического анализа разных подходов к пониманию структуры и общей характеристики воли, а также эмпирического изучения и развития волевых качеств спортсменов-дзюдоистов. В качестве эмпирической базы исследования выступает мужская команда дзюдоистов ИФК и дзюдо Адыгейского государственного университета.
О.Ю. Давыдов
Влияние занятий атлетической гимнастикой на показатели умственной работоспособности студентов
У современной студенческой молодежи с каждым годом наблюдается тенденция к понижению двигательной активности и повышению психо-эмоциональной напряженности в процессе учебы. Цель исследования - разработать и научно обосновать систему комплексной адаптации студентов 1-4 курсов технического вуза к физическим и умственным нагрузкам. Объект исследования - процесс спортивно-ориентированного физического воспитания студентов технического вуза. Предмет исследования - показатели умственной работоспособности студентов в период экзаменационной сессии. Учебно-тренировочные занятия по атлетической гимнастике позволяют значительно ускорить процесс адаптации бывшего школьника к новым социально-педагогическим и психологическим переменам в вузовской жизни, уменьшить отрицательное воздействие умственных и физических нагрузок на организм студентов.
А.Н. Загитов
Планирование учебно-тренировочных занятий по греко-римской борьбе в общеобразовательной школе оздоровительной направленности
Существующие программы по физическому воспитанию школьников не сориентированы на целенаправленное использование здоровьеформирующих спортивных технологий. Не обнаружены аргументированные научно-обоснованные материалы по широкому применению различных видов единоборств в качестве здоровьеформирующих технологий в условиях учебно-тренировочных занятиях детей и подростков. Цель исследования - повышение эффективности учебно-тренировочных занятий школьников на основе использования здоровьеформирующих технологий греко-римской борьбы. Объект исследования – процесс физического воспитания школьников. Предмет исследования - инновационное планирование учебно-тренировочных занятий школьников по греко-римской борьбе. Выводы - установлено, что мотивированные занятия по греко-римской борьбе на сохранение собственного здоровья повышает уровень сознательного отношения к учебно-тренировочным занятиям, что свою очередь положительно влияет на процесс планирования физической и технико-тактической подготовленности школьников.
Р.О. Наумов
Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет
Статья посвящена оценке и анализу особенностей технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет групп начальной подготовки ДЮСШ в аспекте минимизации критериев входного контроля и детерминированности факторами развития физических качеств.
А.Д. Соломко
Адаптивное физическое воспитание как метод коррекции аутичных детей
В статье рассматривается агрессивное поведение аутичных детей, представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на коррекцию агрессивного поведения аутичного ребенка средствами адаптивного физического воспитания.
В.Б. Уруймагов
Факторная структура скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля
Важным направлением научных исследований является выявление закономерностей во взаимосвязи тренировочных нагрузок и состояния нервно-мышечной системы спортсменов, а в качестве подходов, обеспечивающих этот путь исследования, – выявление факторов, преимущественно определяющих уровень специальной скоростно-силовой подготовки борцов высокой квалификации. Цель исследования – выявить факторы скоростно-силовой подготовки с учетом современных требований к соревновательной деятельности борцов высокой квалификации греко-римского стиля. Объект исследования - процесс спортивной подготовки высококвалифицированных борцов. Предмет исследования – структура специальной скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля в годичном цикле. Выводы – факторная структура проявления скоростно-силовых способностей имеет тесную связь с квалификацией борцов.
С.А. Хазова
Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию
В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, предлагается структура и содержание профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту, приводятся общие характеристики компетентностного подхода к профессиональному образованию и определяется их связь с содержанием профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту; положения компетентностного подхода экстраполированы в сферу профессионального физкультурно-спортивного образования.
Скачать журнал целиком:
|