2009.3
Общие проблемы педагогики
М.И. Алдошина
Осмысление теоретических основ процесса формирования этноэстетической культуры студентов
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме – формированию этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете. Статья включает понятие искомой культуры, характеризует результат процесса ее формирования в университетском образовании.
А.Н. Аутлева
Парадигмальные основания экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства
В проектировании экологической социализации важно определиться с парадигмальным основанием концепции, так как оно делает предсказуемым статусные положения субъектов этого процесса, прогнозировать целевую, содержательную, критериальную стороны концепции. В статье анализируются парадигмы, в рамках которых возможно осуществление экологической социализации в поликультурном образовательном пространстве: рационалистическая и экзистенциальная.
С.А. Башаева
Воспитательно-развивающее значение национальных детских игр чеченского народа
В данной статье рассматривается значение чеченских народных игр в воспитании детей. На примере игр- драматизаций, чеченских сказок, дидактических и подвижных игр показано, как народные игры способствуют развитию памяти, мышления, речи, познавательной активности детей, как они обеспечивают нравственное здоровье и разносторонность воспитания ребенка. Раскрыта воспитательно-познавательная ценность содержания некоторых чеченских народных игр.
Ю.В. Бессарабова, Е.А. Дегтерев
Формирование мотивации сохранения здоровья студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями
Работа посвящена изучению критериев формирования мотивации сохранения здоровья средствами физической культуры в процессе профессионального становления студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями. На основе значительного фактического материала показано влияние мотивационных установок на дальнейшую физкультурно-оздоровительную деятельность студентов в процессе их обучения в вузе. Представлена модель обучения сохранения здоровья, ставшая основой в экспериментальном исследовании.
Н.Ш. Блягоз
Интеграция экологического потенциала содержания учебных дисциплин государственного образовательного стандарта как основное условие и средство экологизации сознания личности школьника
В статье представлены этапы становления интеграционных процессов в экологическом образовании как отражение современного состояния педагогической практики; ведется полемика вокруг вопроса о системообразующем факторе интеграции экологического потенциала содержания школьных учебных дисциплин с представлением и обоснованием авторского видения проблемы; показаны возможности предлагаемого варианта экологизации сознания личности школьника в создании системы образования, адекватной как природе школьника, так и законам развития самого образования.
Н.И. Василиади
Развитие колледжа в системе непрерывного профессионального образования
В данной статье раскрывается модель, организационно-педагогические условия и программа развития колледжа в системе непрерывного профессионального образования.
Н.А. Волобуева
Патронат как форма жизнеустройства детей-сирот в 20-30-х гг. XX века на Кубани
Цель статьи – представить исторический опыт жизнеустройства детей-сирот в 20-30-х гг. XX века на Кубани. В статье раскрыты формы государственной помощи детям-сиротам, а также приводятся основные законодательные акты, которые обеспечивали решение проблемы безнадзорности и сиротства детей в условиях создания советской модели государства в Кубанском регионе. Приводится опыт внедрения разнообразных форм и методов жизнеустройства детей-сирот в начале XX века на Кубани.
В.П. Волошина
К вопросу о возможностях синтеза видов искусств в литературном образовании и социокультурном развитии старшеклассников
В статье рассмотрены педагогические возможности использования синтеза искусств на уроках литературы в старших классах. Изучив заявленную проблему с учетом ее разработки в образовательно-педагогических теориях и педагогической практике, автор рассматривает синтез искусств в качестве одного из вариантов реализации поликультурного потенциала мировой художественной литературы в школьной практике. Отдельное внимание уделено влиянию синтеза искусств на социокультурное развитие личности школьника, способной реализовывать себя в современной полиэтнической и поликультурной среде.
С.Ю. Гончаренко
Педагогические условия становления личностного достоинства будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка
В статье рассматриваются вопросы становления личностного достоинства будущих специалистов в педагогическом пространстве вуза. Представлены педагогические условия становления личностного достоинства в процессе изучения иностранного языка. Приведены результаты экспериментального исследования.
В.М. Гребенникова
Преемственность как принцип общественной экспертизы качества высшего профессионального образования
Данная статья посвящена проблемам преемственности в педагогике в контексте непрерывного образования. В статье раскрываются методологические принципы реализации преемственности высшего и дальнейшего постдипломного образования. Утверждается, что основу содержания взаимодействия форм образования должна составлять экспертиза качества высшего профессионального образования.
Показано, что параметры и способы оценки качества образования как предмета общественной экспертизы могут определяться непосредственно в контексте реализованных исследовательских и социальных проектов на основе социально ориентированных критериев.
Е.В. Демкина
Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза
Задачей данной статьи является рассмотрение и анализ структуры содержания высшего профессионального образования на уровне основных блоков инвариантной и вариативной частей Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования вуза, куда включены отдельные учебные предметы, а также анализ учебного материала, фиксированного в учебниках и пособиях высшей школы, а также вовлечение возможностей содержания образования высшей школы для реализации становления качеств личности студента вуза как носителя гендерной культуры общества.
Р.Н. Идрисова
Особенности развития одаренных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях малообеспеченной семьи
В статье отражены результаты лонгитюдного исследования, цель которого заключалась в изучении роли социально-экономического уровня семьи в выявлении и развитии одаренных детей младшего школьного возраста. Одаренные первоклассники были отобраны с помощью магистрантов и студентов факультета педагогики и психологии Дагестанского педагогического университета. Комплексное обследование проводилось четырежды, с интервалом в год. Были зафиксированы различия в когнитивном и личностном развитии детей с разными уровнями одаренности по сравнению с их обычными сверстниками в период с 1-го по 3-й класс, а также различия в личностном развитии одаренных детей из семей с низким социально-экономическим уровнем по сравнению с одаренными детьми из благополучных семей.
Л.З. Жемухова
Самоотношение как фактор успешности современного учителя
В статье отражены результаты решения задач по определению потребностно-мотивационной сферы и выявлению влияния данной сферы на формирование их самоотношения и успешности. Доказывается, что актуализированные потребности учителя в самореализации, самоутверждении требуют совершения действий: выражение профессионального «Я», проявление собственного «Я» в педагогической деятельности. Эти действия подвергаются оценке со стороны других и самооценке, что вызывает принятие или непринятие этой оценки. Принятие приводит к фиксации достижений и признания самоценности личности учителя, которые вызывают переживание успеха, что формирует позитивное самоотношение, а оно, в свою очередь, состояние успешности учителя. При этом профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор формирования самоотношения личности учителя. Поэтому только при наличии оптимального мотивационного комплекса у учителя возможно эффективное развитие успешности, профессиональной образованности и культуры личности.
А.В. Камызина
Межкультурная коммуникация в историко-педагогической науке
В данной работе рассматривается понятие «межкультурная коммуникация» через призму исторических периодов, которые обусловили ее появление и развитие как социального явления. Автор раскрывает условия и потребности в знании иностранных языков и культуры других народов на протяжении реформаторских преобразований. Приводятся детерминанты, обуславливающие возникновение и потребность в межкультурной коммуникации в рассматриваемый период. Говорится об уровне распространения иностранных языков и роли, которые они играли в обществе того времени. Отражены особенности обучения иностранным языкам, которые заложили основу для дальнейшего развития и формирования на их основе более эффективных и прогрессивных методик обучения иностранным языкам.
Ю.С. Кузнецова
Компьютерная поддержка как средство формирования коммуникативной культуры офицера военно-морского флота
В статье описывается интегративно-контекстный модуль компьютерной поддержки для формирования коммуникативной культуры офицера военно-морского флота. Представлена классификация и анализ типовых задач труда офицера с учетом фактора иноязычного общения с позиций интегративно-контекстного подхода. Приводятся результаты экспериментального исследования.
Р.И. Лозовская
Содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки
В статье рассматривается содержание духовного воспитания педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе. Раскрываются сущностные характеристики категорий «духовность», «духовное воспитание», «воспитание духовности» с религиозно-философских, культурологических и педагогических позиций. Выявлена специфика духовности педагога-музыканта, особенности развития его духовного потенциала в вузовской образовательной среде. Приведены результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы, направленные на выявление и развитие духовного потенциала будущих педагогов-музыкантов.
С.П. Магомаева
Рейтинговая система оценки качества образовательного процесса как средство диагностики достижений студентов
В статье обоснована актуальность проблемы педагогической диагностики достижений студентов. Раскрыты достоинства и недостатки балльной системы оценивания, сущность рейтинговой системы диагностики достижений студентов: ее цели, задачи, основные функции. Выявлен ряд необходимых условий для эффективного функционирования рейтинговой системы диагностики достижений студентов.
Г.С. Садовская
Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников
В статье обобщен опыт организации психолого-педагогических условий, реализация которых в практике высшего профессионального образования повышает эффективность подготовки будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников. Реализация психолого-педагогических условий осуществлялась на базе студенческих групп дошкольного отделения педагогических факультетов КубГУ, АГУ, АГПУ.
Т.А. Серебрякова
Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста
В статье отражены результаты диссертационного исследования, направленного на разработку и экспериментальное внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений технологии воспитания основ ценностного отношения к миру природы. Задачами исследования являются: определение принципов построения системы работы по воспитанию ценностного отношения детей к природному окружению; отбор содержания знаний о природе, способствующих оптимальному развитию ценностного к ней отношения; выбор методов, приемов, форм работы, направленных на воспитание у детей основ ценностного отношения к природе.
С.М. Токова
Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников
В статье рассматриваются основные условия эффективной организации педагогического взаимодействия школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников. Проблема правового воспитания подрастающего поколения является актуальной для современной России, и в этой связи существует необходимость выявления условий эффективности ее решения. В качестве одного из таких условий рассматривается организация педагогического взаимодействия школы и семьи. Среди задач исследования можно выделить: рассмотрение основных аспектов педагогического сотрудничества семьи и школы, выявление функций взаимодействия школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников. Объектом исследования является правовое воспитание старшеклассников, а предметом – педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников.
С.Б. Тугуз
Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики
В статье рассматриваются сущностные характеристики правовой культуры с позиций деятельностного, качественного, социологического подходов и раскрываются ее структурно-функциональные компоненты: правосознание, правовое поведение, правовая информированность, правовая самореализация.
Ф.К. Тугуз, Э.М. Шурдумова
Теоретико-методологические аспекты изучения ментальных основ процесса формирования нравственных ценностей молодежи
В статье предпринята попытка анализа российской философской и педагогической мысли в области ментальных основ формирования нравственных ценностей человека. Приводятся характеристики национально-культурной ментальности, в частности, слоя общества, занятого в сфере образования, и их связь с проблемами нравственного воспитания. Даются обобщенные исторически обусловленные архетипы российского менталитета, их взаимосвязь с национальными особенностями в условиях поликультурной реальности, и обосновывается необходимость их учета в формировании механизмов нравственного воспитания молодежи.
М.Ф. Фомина
Формирование толерантности курсантов военного вуза как фактора их профессиональной социализации
В данной статье обоснована актуальность формирования толерантности курсантов военного вуза как фактора их успешной профессиональной социализации. Сформированы противоречия, цель, объект, предмет исследования; раскрыта сущность понятия «толерантность курсантов военного вуза», определены структурные компоненты, критерии и показатели толерантности будущих военнослужащих. Также раскрываются особенности разработанной и апробированной авторской технологии формирования толерантности, обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы, делаются выводы.
Частные методики и технологии обучения
А.Н. Сергеев
Сетевые образовательные сообщества в контексте новых подходов к реализации педагогических технологий
Статья посвящена вопросам реализации педагогических технологий в контексте информатизации образования. Рассматриваются возможности и характер реализации сетевых и телекоммуникационных образовательных проектов на основе использования сети Интернет. Образовательные проекты в сети Интернет раскрываются как деятельность сетевых сообществ, которые отражают связь информационных и образовательных технологий. Подобная связь описывается на основе понятия сетевых образовательных сообществ.
Л.Ш. Тлюстен
Элементы этимологического анализа в орфографической работе с учащимися начальных классов адыгейской школы
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением орфографической грамотности учащихся начальной адыгейской школы. В частности, работа над непроверяемыми орфограммами строится с привлечением нетрадиционных форм: этимологического анализа и инварианта словообразовательного типа (СТ). Как показала опытно-экспериментальная проверка, использование таких форм работы существенно повышает качество орфографических знаний младших школьников.
Л.В. Шелехова
Особенности личностно-ориентированного процесса обучения решению сюжетных задач
В статье раскрываются причины пристального внимания ученых к личностно-ориентированному образованию и сформулированы обоснования необходимости применения личностно-ориентированных технологий в обучении методике преподавания математики. С целью выявления отличительных характеристик различных моделей личностно-ориентированного обучения решению сюжетных задач рассмотрены основные идеи тех авторов, которые наиболее известны в этой области и концепции которых имеют самостоятельную целостность.
С.С. Мучкаева
Развитие интереса учащихся к математике через эстетический потенциал исторических задач и теорем с чертежом
В данной статье раскрывается важность обеспечения положительных эмоций у учащихся по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Для развития интереса учащихся к математике целесообразно включать в программный материал значимые, красивые исторические задачи с чертежом, при этом из всех конфигураций чертежа выбирать наиболее изящный. Подлинное математическое образование возможно лишь в случае полноценного раскрытия эстетического потенциала математики в процессе обучения.
А.Р. Чиназирова
Дидактический принцип проблемности в музыкальном воспитании школьников
В статье рассматриваются возможности трансформации общедидактического принципа проблемности в частные дидактики и конкретно в музыкальное воспитание школьников, анализируется опыт известных педагогов-музыкантов в реализации этой проблемы, предлагаются способы организации урока музыки методами проблемного обучения, приемы создания проблемных ситуаций.
Е.Б. Чуяко
Профессионально ориентированная математическая подготовка студентов экономических специальностей в высшей школе
В статье предлагается модель математической подготовки студентов экономических специальностей вуза на основе контекстного подхода. Определяются интеллектуальные умения и их составляющие, которые должны быть сформированы в процессе освоения курса математики, и описываются способы организации проектной деятельности студентов, которая способствует выработке у них навыков самостоятельной постановки профессиональных задач и поиска путей их решения.
М.Х. Шхапацева
Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов
Статья отражает основные вопросы лингвистической и методической подготовки будущего учителя начальных классов на современном этапе развития российского образования. В ней прослеживаются межуровневые и межпредметные связи в профессиональной подготовке учителя начальных классов.
Проблемы общей психологии
И.А. Рудакова, О.А. Григорьева-Рудакова
Мотивационно-ценностные компоненты профессионального самосознания студентов технического вуза
Рассмотрены результаты экспериментального исследования побудительных мотивов получения высшего профессионального образования технического профиля. Выделены типы личности студентов с различной ценностной ориентацией. Показано, что тип студенчества «профессионал» обладает невысоким уровнем развития смысловой эмпатии. Делается вывод о необходимости включения в состав воспитательно-развивающих задач образовательного процесса дифференцированного подхода с учетом выделенных личностных типов.
М.С. Душко
Взаимосвязь глобальных, контекстных и ситуационных мотивов изучения иностранного языка у студентов различных специальностей
В статье рассматриваются различные компоненты мотивации изучения иностранного языка на основе иерархической концепции Валлеранда. Установлено, что мотивационные предпосылки к изучению иностранного языка носят противоречивый характер.
Н.В. Захарюта
К проблеме развития творческого потенциала личности в раннем онтогенезе
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии - развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. В статье излагается необходимость развития воображения с раннего онтогенеза, указывается предмет исследования - условия, пути и способы целенаправленного развития воображения в процессе формирования произвольной культурной памяти у детей-дошкольников, а также гипотеза, цель, задачи и современное состояние исследуемой проблемы.
А.М. Кондратьева
Профессиональная самореализация личности в условиях динамичного рынка труда
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме профессиональной самореализации личности. Рассмотрены: культурно-историческая концепция как основа психологического анализа процесса профессионального развития личности; профессиональное становление в контексте психологической теории деятельности; теоретические основы исследования профессионального развития личности в контексте субъектно-деятельностного подхода; профессиональное становление как самореализация личности; профессиональная самореализация личности в условиях динамичного рынка труда. Обосновывается актуальность изучения проблемы профессиональной самореализации личности в процессе разнонаправленной профессиональной подготовки.
И.А. Курапова
Духовно-нравственные детерминанты эмоционального выгорания у педагогов
Статья посвящена описанию взаимосвязи проявлений эмоционального выгорания и особенностей духовно-нравственной сферы на примере педагогов средней и высшей школы. У педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания выявлены различия в духовном профиле, ценностях, степени выраженности духовного кризиса, экзистенциального вакуума, а также в отношении к работе и учащимся. Отношения в педагогической деятельности представляют собой практическое воплощение нравственно-ценностных особенностей самих педагогов и помогают получить более полную картину изучаемых психологических явлений.
И.А. Петрова, А.Н. Демин
Влияние организационных изменений на психологическое благополучие и совладающее поведение личности
Анализируется влияние организационных изменений на психологическое благополучие личности и совладающее поведение. Показано, что специальное психологическое благополучие является буфером между внешними изменениями и общим психологическим благополучием; в свою очередь, уровень депрессии (компонент общего психологического благополучия) опосредует переход от переживания угроз к совладающему поведению.
О.А. Ступина
Становление когнитивно-личностной компетентности будущего юриста-профессионала в системе «колледж-вуз»
Проводится анализ профиля мышления как компетентностного компонента профессионализма правоведа, определены взаимосвязи выделенных видов профессионального мышления с мотивацией достижения и личностными компетенциями в виде совокупности нравственных норм («принципиальность»; «терпимость»; «ответственность»). Показано, что образовательная система «колледж-вуз» обладает высоким потенциалом развивающего воздействия на личность будущего специалиста и уже на этапе перехода на третий уровень профессионального образования (ВПО) приближает сформированность у него отдельных профессионально-личностных компетенций к эталонным показателям.
Н.И. Чернецкая
Творческое мышление как высшая форма мышления
В статье творческое мышление рассматривается как интегральное психическое образование, как обобщенный индикатор психического развития. Предлагается понимать творческое мышление как результат познавательной деятельности личности в отличие от традиционного подхода к нему как к способности.
Б.А. Ясько, Т.А. Шалюгина
Образовательная среда современного вуза: организационно-психологический взгляд
Проблема конкуренции в системе образовательных услуг рассматривается в контексте современных подходов к интерпретации мира «конфликтующих реальностей»; проводится организационно-психологический анализ некоторых аспектов конкуренции/сотрудничества в системе высшего профессионального образования. Делается вывод о необходимости конструирования объединительной концепции и движения к продуктивной конкуренции с опорой на высшие этические принципы отечественной педагогической деятельности: преданность профессии, служение, коллективизм.
Н.А. Шило
Освоенность семейных и профессиональных паттернов отношений у женщин на этапе ранней взрослости в контексте феномена личностного развития
В статье анализируются основные детерминанты феномена личностной зрелости на этапе «ранняя взрослость» в контексте гуманистической и субъектно-объектной теорий развития. В категориальный аппарат статьи вводятся психологические понятия: отношение к Другому, ролевые паттерны, проекции собственных компонентов во внутриличностном плане взрослого человека. Анализируются результаты регрессионного анализа, направленного на выявление зависимости личностных тенденций: самоактуализации, социальной адаптации, мотивационного профиля и освоенности паттернов отношений взрослого человека. Акцент статьи делается на выявленных психологических композициях фемининной группы респондентов. Всего в исследовании приняло участие 270 респондентов разного социального статуса, вероисповедания, имеющих опыт создания семейных отношений. В статье предложены результаты анализа исследований, проведенных в женской подгруппе респондентов. Полученные данные свидетельствуют о значимости создания, освоения диадических и детско-родительских отношений для достижения вершин зрелости в фемининной подгруппе. Отметим, что прохождение возрастных этапов и формирование поля жизненного опыта, которые носит онтогенетический и социокультурный характер в фемининной группе, имеет свои особенности.
Н.Е. Яблонски
Профиль эмоциональной направленности как личностный предиктор позитивного эмоционального симптомокомплекса
Анализируются результаты экспериментального исследования эмоциональной направленности опытных представителей командного состава морского флота. Выделены три вида направленности, формирующие позитивный эмоциональный симптомокомплекс: гуманистический, познавательно-эстетический и самоутверждающий; проанализированы их компоненты. Обосновывается взаимосвязь выделенных видов ЭН с функциональными психическими состояниями, обусловливающими характер эмоционального симптомокомплекса (позитивный или негативный): тревожностью, депрессией, уровнем нервно-психической устойчивостью, самочувствием, активностью и настроением.
Образовательное пространство физичеcкой культуры и спорта
С.Н. Бегидова, Л.Ф. Сельмидис
Проектирование урока физической культуры с учетом гендерных особенностей школьников
Статья посвящена проблеме организации урока физической культуры в школе на основе тендерного подхода. Показано, что актуализация гендерных ролей школьников требует создания специальных условий, которые бы обостряли стереотипы мужского и женского поведения. При этом следует учитывать различие в мотивах занятий физической культурой мальчиков и девочек. Приведены данные экспериментальной работы по формированию моторного творчества у школьников при организации учебного процесса с опорой на гендерные особенности занимающихся.
Ю.А. Половодов
Мотивация социальной активности студентов средствами физической культуры
Социокультурные изменения, происходящие в жизни российского общества, выдвигают на первый план необходимость подготовки мобильных и конкурентоспособных специалистов в системе среднего профессионального образования. Основными задачами данного исследования являлись: определение критериально-оценочного аппарата развития социальной активности студентов, оценка существующих педагогических средств, степень их соответствия принципам саморазвивающего обучения и участия в процессе саморазвития, раскрытие специфики деятельности педагога колледжа, обеспечивающего развитие социальной активности студентов средствами физической культуры, разработка модели развития социальной активности студентов средствами физической культуры и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность функционирования модели развития социальной активности студентов. Внедрение в педагогический процесс разработанного научно-методического обеспечения развития социальной активности студентов обеспечивает повышение социальной активности студентов.
П.Ю. Рыбачук
Формирование компетентности сохранения здоровья в студенческой среде
Статья рассматривает проблемы формирования компетентности сохранения здоровья у студентов средних специальных учебных заведений. Системно построенное образовательно-оздоровительное пространство направлено на формирование ценностных ориентации и потребностей в области физического воспитания и способствует устойчивой мотивации студентов к физической активности, обеспечивает формирование личностной физической культуры посредством освоения компетентности здоровьеобразования.
А.Б. Федоренко
Взаимосвязь глобальных и контекстуальных компонентов мотивации спортивной деятельности
Рассматривается мотивационная структура личности спортсмена как многоуровневое образование, включающее в себя глобальные, контекстуальные и ситуативные факторы. Изучается влияние таких глобальных факторов, как направленность на жизнеобеспечение и самореализацию, на контекстуальную мотивацию спортивной деятельности.
Скачать журнал целиком:
|