Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание Избранное
Домашняя
Письмо
English English
Главная | Новости | Редакция | Авторы | Правила для авторов | Сайт АГУ

Журналы

2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
  • номер 1
  • номер 2
  • номер 3
  • номер 4
    2009 год
    2008 год
    2007 год
    2006 год
    2005 год

  • Баннерка


    2010.3

    Общие проблемы педагогики
  • В.Т. Ащепков
    Проблемы профессиональной адаптации начинающих преподавателей высшей школы

    В статье обоснована актуальность проблемы профессиональной адаптации начинающих преподавателей высших учебных заведений, её историография, структура и содержание адаптации в целом и профессиональной в частности. Раскрывается влияние «специфики» вуза на адаптацию преподавателей, взаимосвязь преодолеваемых трудностей с комплексным воздействием личностных и внешних факторов.

    pdf ashchepkov2010_3.pdf  (220 Kb)

  • Э.В. Бибикова
    Теоретико-методологические основы иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов

    Статья посвящена проблеме языковой подготовки будущих экологов в сфере формирования их профессиональной компетентности. Дается структура иноязычной коммуникативной компетентности. Описываются пути оптимизации подготовки будущих экологов к осуществлению международного профессионального взаимодействия.

    pdf bibikova2010_3.pdf  (116 Kb)

  • Н.Н. Верцинская, М.А. Круш
    Системный подход к педагогической коррекции устойчивого отрицательного эмоционального состояния социально неблагополучных подростков в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних

    Статья посвящена актуальной проблеме предупреждения социального неблагополучия подростков. Отражает содержание и результаты исследования, целью которого было выявление оптимальных способов педагогической коррекции их устойчивого отрицательного эмоционального состояния как первичного проявления социального неблагополучия в условиях Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Раскрыты специфические принципы, методы и приемы педагогической коррекции, представлены ее концептуальная модель и результаты эксперимента на основе ее апробации. Статья представляет научный и практический интерес для широкого круга исследователей, работников образовательных, социально-педагогических и пенитенциарных учреждений, аспирантов и студентов.

    pdf vertsinskaya2010_3.pdf  (127 Kb)

  • О.В. Замалядинова
    Программа «Школа здоровья» в образовательном процессе сельской школы

    Статья посвящена изучению и обобщению опыта работы сельской школы здоровья. Показан результат использования авторских здоровьесберегающих идей при формировании мотивации здорового образа жизни у учащихся сельской школы. Выявлены особенности реализации организационно-педагогических условий здоровьесбережения в сельской школе.

    pdf zamalyadinova2010_3.pdf  (118 Kb)

  • Е.С. Лукьяненко
    Эффективность информационного обеспечения учебного процесса в подготовке специалиста начального профессионального образования

    В статье раскрываются эффективные пути информационного обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов. Исследуя проблему эффективности образовательного процесса при подготовке специалистов, автор находит обоснование эффективности в важных характеристиках коммуникативной стороны общения, сущности вербальной и невербальной, прямой и непрямой коммуникации. Главным в данной статье при анализе подготовки специалистов ставится не приобретение знаний, а результат их приобретения на примере редуктивного подхода к учебному процессу.

    pdf lukyanenko2010_3.pdf  (179 Kb)

  • З.К. Меретукова
    Формирование готовности аспирантов к осмыслению сущности эмпирического и теоретического исследования

    В статье раскрываются эффективные пути информационного обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов. Исследуя проблему эффективности образовательного процесса при подготовке специалистов, автор находит обоснование эффективности в важных характеристиках коммуникативной стороны общения, сущности вербальной и невербальной, прямой и непрямой коммуникации. Главным в данной статье при анализе подготовки специалистов ставится не приобретение знаний, а результат их приобретения на примере редуктивного подхода к учебному процессу.

    pdf meretukova2010_3.pdf  (123 Kb)

  • Г.Р. Муртазина
    Фестиваль как средство воспитания эстетической культуры молодежи малых городов

    В статье автор обращается к проблеме воспитания эстетической культуры молодежи малого города и приводит результаты проведенного исследования в Республике Татарстан. В качестве эффективного средства воспитания культуры молодежи автор предлагает фестивали народного творчества.

    pdf murtazina2010_3.pdf  (95 Kb)

  • А.Ф. Пенно
    Оптимизация процесса подготовки будущих военных летчиков к деятельности в экстремальных ситуациях

    Надежность профессиональной деятельности летчика в аварийных ситуациях (АС) зависит от многих сторон его теоретической, практической, морально-психологической и физической подготовленности. Однако существует совокупность психофизических способностей человека, которые составляют основу эффективности его деятельности в нестандартных ситуациях – экстремальные способности (ЭС). Формирование данных способностей необходимо осуществлять в процессе профессиональной подготовки.

    pdf penno2010_3.pdf  (143 Kb)

  • А.Ш.Тхаркахова
    Формирование ценностных ориентаций у школьников в процессе обучения иностранному языку

    В статье отражены результаты исследования, посвященного выявлению теоретико-методологических и технологических основ формирования ценностных ориентаций у школьников при обучении иностранному языку; в ней описаны структурированные гуманистические ценности как целеполагание образования, психолого-педагогические условия и этапы формирования ценностных ориентаций у учащихся в образовательном процессе.

    pdf tkharkakhova2010_3.pdf  (236 Kb)

  • Р.Д. Хунагов
    Риски современного высшего образования в России: личностный аспект

    На основе анализа современного общественного развития классифицируются личностные образовательные риски, определяются факторы, их вызывающие. Определяются основные пути противодействия негативным тенденциям развития высшего профессионального образования, обеспечивающие реализацию личностных рисков обучающихся.

    pdf khunagov2010_3.pdf  (79 Kb)

    Частные методики и технологии обучения
  • Б.М. Берсиров
    Формирование лингвистической культуры у студентов в процессе обучения языку

    Представления о силе слова, его обрядовом и магическом значении, о соответствии между словом и обозначенным им человеком или предметом весьма важны для многих традиционных культур. На разных этапах развития той или иной цивилизации обращалось внимание на то, что человек замкнут в своеобразном волшебном кругу своего родного языка, который сам по себе обладает определенным мировоззрением и навязывает это мировоззрение всем, пользующимся им. Уровень культуры эпохи и отдельного человека часто определяется отношением к языку. Поэтому миссию образования усматривают в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей.

    pdf bersirov2010_3.pdf  (116 Kb)

  • Л.В. Газаева
    Основные языковые механизмы русского и осетинского языков в формировании коммуникативной компетенции

    В статье рассматривается сопоставительная характеристика основных языковых механизмов русского и осетинского языков, данные которой должны быть положены в основу разработки методики обучения студентов-осетин с целью формирования коммуникативных компетенций.

    pdf gazaeva2010_3.pdf  (125 Kb)

  • Я.М. Гергиева
    Развитие связной письменной речи: начальная школа

    В статье рассматривается проблема формирования связной письменной речи на начальном этапе обучения, предлагаются методы и приемы, направленные на развитие связной письменной речи младших школьников.

    pdf gergieva2010_3.pdf  (100 Kb)

  • И.А. Иванов
    Исторические предпосылки использования логики рациональных рассуждений в школьном курсе математики для профильных классов естественно-научного направления

    В статье рассматриваeтся гносеологический аспект применения логики рациональных рассуждений в эволюции математики как науки в историческом контексте и анализируется возможность ее использования в систематическом курсе математики в профильных классах основной школы.

    pdf ivanov2010_3.pdf  (117 Kb)

  • З.З. Иванова
    Методика формирования конструктивных умений у будущих учителей начальных классов

    В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальных классов. Один из компонентов подготовки — формирование умений конструировать учебный материал. Целью исследования является обоснование теоретических основ формирования и развития конструктивных умений у будущих учителей начальной школы как фактора профессионального становления педагога. Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы в вузе. Предмет исследования: содержательные и методические основы формирования конструктивных умений у будущих учителей начальных классов. Задачи: 1)выявить теоретические предпосылки, которые могут быть положены в основу формирования приемов конструирования у будущих учителей начальных классов; 2) разработать методику формирования конструктивных умений и навыков будущих учителей начальной школы и проверить ее эффективность.

    pdf ivanova2010_3.pdf  (99 Kb)

  • Ф.С. Макоева
    Коммуникативное содержание курса «Русский язык и культура речи» в условиях осетинско-русского двуязычия

    В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции студентов-билингвов. Условием ее формирования, по мнению автора, является учет данных сопоставительно-типологического характера, использование активных методов обучения и т.д.

    pdf makoeva2010_3.pdf  (169 Kb)

  • И.М. Омельницкая
    Использование категории конкретности/абстрактности как показатель уровня речевого развития

    В статье на материале имени существительного представлены результаты функционирования категорий конкретности и абстрактности в устной речи младших школьников по сравнению с тем, как эти категории выражены в речи взрослых носителей языка.

    pdf omelnitskaya2010_3.pdf  (137 Kb)

    Cовременные проблемы психологии
  • Е.А. Булгакова
    Типология моральных представлений современной российской молодежи по критерию аморализма

    Содержательно показана типология моральных представлений современной российской молодежи. Типология получена в результате теоретического обоснования аморализма как референта этих представлений. Приводятся результаты экспериментальных исследований на выборке 144 чел., подтверждающих правильность теоретических выводов.

    pdf bulgakova2010_3.pdf  (153 Kb)

  • Л.М. Додова
    Стилевые особенности саморегуляции поведения подростков, воспитывающихся в казачьем кадетском корпусе

    Рассмотрены основные стилевые характеристики саморегуляции поведения подростков, учебная деятельность которых организована в различных типах образовательных учреждений: средней общеобразовательной школе, казачьем кадетском корпусе, горском кадетском корпусе. На основе анализа эмпирических данных показано, что под влиянием специфических условий психолого-педагогического воздействия у подростков казачьего кадетского корпуса более успешно формируются основные процессы произвольной саморегуляции, в частности, планирование, программирование и оценивание результатов. При этом в целом уровень развития психологических компонентов саморегуляции поведения у подростков мужского пола, независимо от специфики образовательной среды, имеет показатели, близкие к популяционным.

    pdf dodova2010_3.pdf  (217 Kb)

  • С.В. Захаров, Б.А. Ясько
    Жестокость в системе деформаций личности

    Представлены результаты исследования феномена жестокости на примере проведения психодиагностических процедур группы испытуемых, совершивших преступления в виде гомицидов (убийства, серийные убийства). Выявлен ряд патохарактерологических предикторов жестокости: истероидность, эпилептоидность, шизоидность, тревожность личности.

    pdf zakharov2010_3.pdf  (234 Kb)

  • М.Д. Ктениду
    Связь типа родительского отношения с показателями приватности подростка

    Важность приватности (суверенности) психологического пространства для личности подростка определяет актуальность данного исследования. Объектом исследования является приватность как феномен границ психологического пространства в отношениях подростка с родителями. Предметом исследования является связь оценки родителями типа их отношения к ребенку и оценки этого типа подростками с различающимися параметрами приватности. Результаты исследования показали разницу в характере оценки типа родительского отношения подростками, который оказывает как поддержку, так и депривированность на приватность мальчиков и девочек. Оценка родителями их отношения к подросткам депривирует приватность девочки, а на приватность мальчика не оказывает влияния.

    pdf ktenidu2010_3.pdf  (142 Kb)

  • Н.А. Морозова
    Мотивационные ориентиры и синдром выгорания личности

    В статье описаны результаты исследования особенностей мотивационных ориентаций и синдрома выгорания личности, занятой в сфере услуг и медицине. Актуальность исследования мотивационных регуляторов обусловлена необходимостью разработки новых подходов в психологической поддержке личности, испытывающей синдром выгорания в условиях все повышающейся информационной и коммуникативной напряженности профессиональной жизни. Объект исследования: мотивационная сфера личности. Предмет исследования: взаимосвязь мотивационной сферы личности и синдрома выгорания. Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи мотивационных структур личности и синдрома выгорания. Задачи исследования: провести теоретический анализ сущности и этапов развития понятия «синдром выгорания» в контексте проблемы ценностно-мотивационной реализации личности и эмпирическое исследование специфики взаимосвязи мотивационных ориентиров и синдрома выгорания. В результате исследования выявлена взаимосвязь таких мотивационных ориентиров, как карьерные ориентации и направленность личности с синдромом выгорания личности, занятой в сфере услуг и медицине.

    pdf morozova2010_3.pdf  (140 Kb)

  • А.А. Орел
    Потребность достижения и статусы идентичности как психологические механизмы самореализации личности

    В статье рассматривается процесс самоопределения личности как основной механизм развития личности вообще и профессионального развития в частности. Цель исследования - изучение динамики компонента самосознания, отраженного в профессиональной идентичности студентов в период вузовского образования. Объектом исследования являются студенты экономического факультета Кубанского госуниверситета. В исследовании отражены показатели динамики статусов идентичности. Результаты, полученные в процессе исследования, обнаруживают феноменологию взаимосвязи мотивационных стремлений личности и становления профессиональной идентичности.

    pdf orel2010_3.pdf  (107 Kb)

  • И.Н. Чижова
    Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков

    Изучались особенности взаимосвязи общей и парциальной рефлексивности с показателями и формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности. Анализ взаимосвязей между показателями рефлексивности и агрессивности проводился на трех выборках подростков-делинквентов в возрасте от 14 до 18 лет (90 чел.). Обнаружены различия в характере взаимосвязей между парциальными характеристиками рефлексивности и разными формами агрессивности у подростков с разной степенью делинквентности.

    pdf chizhova2010_3.pdf  (164 Kb)

    Образовательное пространство физичеcкой культуры и спорта
  • Е.А. Белоцерковец
    Комплексная профессионально-педагогическая физическая и туристско-экскурсионная подготовка как аспект оптимизации процесса формирования туристских кадров

    В статье раскрыты аспекты формирования специалиста туристского профиля посредством профессионально-прикладной и туристско-экскурсионной подготовки на примере пеших походов. Объектом исследования явился педагогический процесс профессионально-прикладной физической подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Предмет исследования: профессионально-прикладная физическая подготовка и ее разновидность - профессионально-педагогическая туристско-экскурсионная подготовка как вариант использования профессионально-прикладной физической подготовки и инструмент формирования подготовки специалистов данного профиля.

    pdf belotserkovets2010_3.pdf  (153 Kb)

  • И.В. Вержбицкий
    Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки

    В статье представлена модель организации и проведения обучающих соревнований в структуре учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, позволяющая на начальном этапе подготовки создавать педагогически целесообразные условия повышения мотивации к занятиям данным видом спорта и формировать у борцов основы правильного соревновательного поведения как результата улучшения их технической подготовленности.

    pdf verzhbitsky2010_3.pdf  (120 Kb)

  • В.А. Осколков
    Методика обучения сериям ударов в боксе

    В статье дается анализ соревновательной деятельности боксеров, свидетельствующий о возрастающей интенсивности боевых действий, что побуждает тренеров к поиску резервов подготовки спортсменов. В качестве объекта исследования автором была выбрана технико-тактическая подготовка квалифицированных боксёров, предметом - методика обучения боксёров сериям ударов. Целью исследования стало изучение ритмо-темповой структуры серий ударов и методики обучения ей. Проведенный эксперимент показал высокую эффективность разработанной методики по сравнению с традиционными.

    pdf oskolkov2010_3.pdf  (105 Kb)

  • С.А. Хазова
    Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту как фактор усиления действенности физической культуры в современном обществе

    В статье описаны теоретические, методологические и методико-технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего профессионального образования; представлены экспериментальные данные, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы и эффективность разработанных теоретических моделей личности конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту, детерминантов и процесса развития конкурентоспособности.

    pdf khazova2010_3.pdf  (185 Kb)

  • А.В. Чечин
    О кинематике стопы в опорный период в спринтерском беге по повороту

    В статье приведены итоги исследований кинематики стопы и голени в опорный период при спринтерском беге на различных частях поворота и в беге по прямой.

    pdf chechin2010_3.pdf  (166 Kb)


  • Скачать журнал целиком:
  • rar vestnik3_2010.rar  (766 Kb)